Семейство Чурригера. Ратуша. 1729—1733 гг. Саламанка

26

ные части, исчезло впечатление пе­ретекания и полного единства архи­тектурных форм, как в постройках барокко в Италии.

Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейст­ва Чурригера. Крупнейшим масте­ром среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665—1725). Сооруже­ния зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.). Фанта­зия авторов проявилась в оформле­нии фасада, который предельно на­сыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил на­звание чурригереск.

В здании приюта в Мадриде (1722—1799 гг.), построенном в этом стиле Педро де Риберой (око­ло 1683—1742), сочетаются чистые белые стены и богато украшенный вход-портал. Множество мелких скульптурных элементов создают эффект резьбы по дереву. В более поздней постройке — соборе горо­да Сантьяго-де-Компостела (1738— 1747 гг.) — архитектор Фернандо Касас де Нувоа (? — около 1751) ис­пользовал столь обильное убранст­во в западном фасаде, что совершен­но преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верх­ние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульп­турными, нежели архитектурными произведениями.

СКУЛЬПТУРА

Испанская скульптура XVII столе­тия не достигла таких вершин, как живопись, хотя была самым распро­странённым видом искусства. В со­борах высились огромные много­ярусные алтари — ретабло. Они походили на древнерусские иконо­стасы, только вместо живописных икон состояли из множества дере­вянных скульптурных изображений.

Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасос» (исп. «шаги», «движение», «шествие»), которые представляли библейские сцены (их носили по городу во время частых религиозных

ЭСКОРИАЛ

В 1557 г. испанский король Филипп II (1556—1598 гг.) дал обет построить в честь военной победы над Францией монастырь, посвяшённый Святому Лаврентию. Место для него выбрали близ селения Эль-Эскориал недале­ко от Мадрида. Однако к началу строительства в 1563 г. замысел изме­нился: Филипп II решил объединить свою загородную резиденцию и мо­настырь, в котором размешалась бы также усыпальница испанской королевской семьи. Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (?—1567) и Хуан де Эррера (1530—1597) отошли от господствовавших в то время на Пиренейском полуострове средневековых традиций и применили много новых для Испании идей, почерпнутых из итальянского опыта. (Хуан Бауттиста де Толедо работал в Риме на строительстве собора Святого Пет­ра под руководством итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.)

Замок Эскориал, построенный из серого гранита, возвышается среди каменистой пустынной равнины. Вдоль главной оси «запад— восток» рас­положены королевские апартаменты, парадный двор (так называемый Двор королей) и монументальный собор Святого Лаврентия — композицион­ный центр ансамбля. Система специальных обходных галерей связывает это сооружение с дворцовыми помещениями, а в нижнем этаже под ку­полом храма находится королевская усыпальница. К комплексу примы­кают плошали и парки, а юго-западную его часть занимает монастырь.

Оформление всех построек Эскориала следует итальянским традици­ям, отличается строгостью и простотой, создавая ощущение устойчивости и логической завершённости конструкции ансамбля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: