125
Фердинандо Фуга. Церковь Санта-Мария Маджоре. Фасад. 1734—1750 гг. Рим.
Луиджи Ванвителли, Джузеппе Пьермарини.
Замок Казерта близ Неаполя. 1752—1774 гг. Гравюра.
Винкельмана окончательно склонили зодчих на сторону неоклассицизма.
Самым интересным примером этого стиля можно считать величественный королевский замок Казерта под Неаполем (1752— 1774 гг.). Его сооружали два талантливых архитектора — Луиджи Ванвителли (1700—1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Монументальное убранство парадных залов, напоминающее театральные декорации, парк с огромным водным каскадом и фонтанами характерны для барокко. Однако планировка дворца в форме каре (четырёхугольника) с несколькими внутренними дворами, строгое оформление фасадов работы Пьермарини полностью отвечают духу неоклассицизма.
ЖИВОПИСЬ
В XVIII в. важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы, скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы.
|
|
Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия являлось барокко, а главной фигурой, безусловно, был Джованни Баттиста Тьеполо — последний хранитель традиций итальянского монументального искусства.
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО
(1696—1770)
Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции, но основная часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах. Приходилось ему работать и в Германии, и в Мадриде, где он делал росписи для королевского дворца (там Тьеполо и умер). Его первым учителем живописи был мастер исторической картины Грегорио Лаццарини. Однако по-настоящему серьёзное воздействие на него оказали два венецианских монументалиста — Джованни Баттиста Пьяцетта (1682—1754) и Себастьяно Риччи (1659—1734), сохранившие в своём искусстве традиции монументальных росписей итальянского Возрождения.
С наибольшим блеском дарование мастера раскрылось во фресках
126