Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития

1. внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

2. стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),

3. умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

4. плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические

 

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению:

 

1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера(Транспортные аварии, Пожары, взрывы, угроза взрывов, Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, Внезапное обрушение зданий, сооружений, Аварии на электроэнергетических системах, Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, Аварии на очистных сооружениях)

2. Чрезвычайные ситуации природного характера(Геофизические опасные явления, Геологические опасные явления, Метеорологические и агрометеорологические опасные явления, Морские гидрологические опасные явления, Гидрологические опасные явления, Гидрогеологические опасные явления, Природные пожары, Инфекционные заболевания людей)

3. Чрезвычайные ситуации экологического характера(Экологич и природного характера- это одно и то же.)

4. отклонения и т.п.).

 

Основными поражающими факторами как природных, так и техногенных катастроф являются:

• динамические (механические) воздействия на организм взрывной волны, обвалов, метательное действие, вторичные снаряды, падение с высоты, придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт;
• термические воздействия (высокие и низкие температуры, лучистая энергия);
• радиационные излучения;
• химические вредные вещества (СДЯВ) — хлор, аммиак, нитраты и др.;
• биологические (бактериологические) средства.

 

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации -это ком­плексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организа­цию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возник­ших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах меди­цинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обста­новку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятель­ности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидеми­ческих учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Общие потери – это все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны. Они подразделяются на потери безвозвратные и санитарные. К безвозвратным потерям относятся:

- убитые;

- пропавшие без вести;

- попавшие в плен;

- умершие в первые сутки после ранения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

 

 

Органы управления РСЧС Координационными органами РСЧС являются:

 

· на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

· на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

· на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

· на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

 

Радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды

 

Очаг аварии - территория разброса конструкционных материалов ава­рийных объектов и действия α -, β - и γ-излучений.

 

Медико-санитарные последствия радиационных аварий характеризуются в первую очередь облучением работников (персонала) РОО и членов аварийно-спасательных формирований; ликвидаторов (кроме работников РОО и членов аварийно-спасательных формирований) и населения.

 

Особенности организации и проведение аварийно - спасательных работ:

 

· обнаружение факта радиационной аварии, непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития масштабов последствий аварии;

· оповещение руководителей органной исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также населения о возникающей радиационной аварии и её последствиях;

· выдвижение оперативных групп в район аварии;

· организация радиационного контроля; установление и поддержание режима радиационной безопасности;

· проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

· обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

· укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в защитных сооружениях;

· санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

· дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

· эвакуация и/или отселение граждан из зон, в которых дозы облучения населения превышают или превысят допустимый предел для проживания;

· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне радиоактивных загрязнений и в ходе работ по их ликвидации;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне радиоактивных загрязнений;

· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации последствий радиационной аварии.

 

 

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

· ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

· знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

· достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

· созданием условий труда, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;

· применением индивидуальных средств защиты;

· соблюдением установленных контрольных уровней;

· организацией радиационного контроля;  

· организацией системы информации о радиационной обстановке;

· проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

 

7. Угрозы безопасности и жизнедеятельности граждан РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время. Причины и возможный характер вооруженных конфликтов в современных условиях. Современные средства вооруженной борьбы. Медико-санитарные и социально-экономические последствия войн. Гражданской оборона. Задачи в области гражданской обороны. Задачи РСЧС в военное время. Организация и структура гражданской обороны. Силы и средства гражданской обороны. Организация гражданской обороны на объекте экономики. Формирования гражданской обороны в том числе на объекте экономики.

Химическое оружие. Особенности организации защиты населения в условиях применения данных систем вооружения.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 171-ФЗ).

 

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

· подготовка населения в области гражданской обороны;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

· санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Основные задачи РСЧС в условиях военного времени:

Обучение населения защите от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения и ценностей, предоставление убежищ и средств защиты; маскировка; аварийно-спасательные работы; первоочередное обеспечение пострадавшего населения; борьба с пожарами; обнаружение районов, подвергшихся заражению, обеззараживание, восстановление и поддержание порядка; оценка восстановления функционирования коммунальных служб и меры, направленные на сохранение важнейших объектов; обеспечение постоянной готовности сил и средств.

 

Структура и организация гражданской обороны:

Система ГО организуется на всех объектах экономики. В мирное время ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями участвует в решении ряда задач РСЧС.

К объектам экономики относятся производственные, сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от форм собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow