Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя

· Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.

· Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание слушателя.

· Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.

· При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».

· При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность.

Большое значение для правильного восприятия произведения имеет начало чтения. Задача чтеца – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.

Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.

Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.

Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.

Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.

 

Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: