Некоторые правила чтения стихов

 Выучите текст «на зубок», так, чтобы не отвлекаться и не задумываться: а какая строчка следует за этой, уже рассказанной вами. Безупречное знание текста помогает больше времени и сил уделить правильному интонированию стиха.

  Необходимо поработать над дикцией. Согласитесь, что шепелявое произношение, картавость, заикание не способствуют должному восприятию произведения слушателем. От того, как вы будете произносить слова, объединять их в словосочетания, предложения, фрагменты, очень многое зависит. Соблюдайте интонационно знаки препинания.

Точка — большая пауза. Запятая — малая.

Восклицательный знак подразумевает повышение интонации,

многоточие — спад.

При художественном чтении вникайте в смысл произведения максимально. Сопереживайте автору. Ведь не зря же стихи, прочитанные талантливыми исполнителями, имеют такую же высокую художественную ценность, как и произведения, озвученные самим автором.

Нельзя торопиться. Наличие разумных пауз делает прочтение наиболее выразительным.

Выделяйте фразы интонационно: по восходящей или нисходящей. Наличие у чтеца музыкального слуха значительно упрощает задачу. Ведь многие стихи читаются нараспев, как бы имитируя пение.

 Работайте над мимикой и жестами. Они помогают выразить то, что еще не выражено голосом (можно осуществлять тренировки перед зеркалом).

:

Средства выразительности речи

Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Нужно хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).

Техника речи.

Техника речи – это система работы чтеца над своим речевым аппаратом. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8 – 10 минут.

Начинать обучение следует с постановки дыхания. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание сохраняет читающему здоровье, потому что согревает, увлажняет воздух и голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, т.к. речь ясна, звонка и хорошо слышна.

Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Его необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Воздух следует вдыхать через нос, т.к. при этом он очищается и согревается. Выдох производится спокойно, плавно, медленно.

Для развития правильного дыхания существуют специальные упражнения. (Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студ. – М.: «Академия», 1998, стр. 17- 19.)

Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Лучшим считается голос средней силы и высоты, т.к. он наиболее подвижен и гибок.

К своему голосу следует относиться очень бережно. Недопустимо после урока или выступления сразу же выходить на улицу в холодное время года, громко разговаривать (особенно в сырую погоду). Голосовые связки нельзя перенапрягать. Физиологическая норма голосовой нагрузки не должна превышать четырех академических часов в день с 10 – 15-минутными перерывами между ними.

Хорошая дикция одно из важнейших условий выразительности речи. Она дает возможность отчетливо произносить и быстро понимать любое слово. Для выработки хорошей дикции, для исправления недостатков в произношении какого-либо звука необходимо знакомство с артикуляцией – правильным расположением органов речи полости рта при образовании нужного звука.

Интонация.

Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни она рождается непроизвольно, т.к. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления текста читающим, понимания им замысла и намерений автора, осознанного собственного отношения к описываемым событиям, героям, их поступкам и стремления верно передать все это слушателям.

Интонация складывается из нескольких компонентов.

Сила голоса – это степень работы речевого аппарата. Она выражается в общей громкости и в выделении наиболее значимых слов (логическое ударение). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной таких ошибок является недопонимание смысла читаемого. Сила голоса помогает чтецу передавать различные настроения, переживания, размышления как героев произведения, так и автора.

Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Они не означают остановки мысли. Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли; в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Психологическая пауза может быть начальной; в начале фразы или перед каким-то словом; внутри фразы, между словами; в конце фразы; финальной.

Темп и ритм (темпоритм). Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение. Темп чтения не должен быть слишком быстрым, Лучший темп – средний, который может быть легко замедлен и убыстрен. Выбор темпа зависит от понимания читающим характера героев, их индивидуальных особенностей; от ясного представления чтецом поступков, действий, поведения героев; от того, какие чувства, переживания, настроения воспроизводит чтец. Несколько замедленным темпом следует читать начальную фразу любого произведения, чтобы привлечь внимание слушателя, а также последнюю, чтобы дать ему возможность почувствовать окончание чтения.

 

Ритм есть в любой, в т.ч. и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Обычно характер ритма стихотворения передается размером, которым оно написано.

Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз, его повышение и понижение. Она определяется содержанием произведения, чувствами и намерениями чтеца и может не совпадать со знаками препинания. Речь на одной высоте – монотон, иногда используется как средство выразительности.

Тон голоса это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.

Неязыковые средства выразительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: