Характеристика организации, учреждения

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

 

Кафедра вокального искусства и дирижирования

 

ОТЧЕТ

 

О ПРОХОЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ(СОЛЬНОЙ, АНСАМБЛЕВОЙ) ПРАКТИКИ

 

 

студента 2 курса  группы МИВ-18

направления 53.03.03 Вокальное искусство

(профиль «Академическое пение»)

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО


 

 

Руководитель практики


 

____________________

(подпись, дата)


 

Х.Х. Хххххххх


 

 

Зав. кафедрой

 

профессор, док. пед. наук


 

 

____________________

(подпись, дата)


 

А.А.Чергеев

 


 

 

                                                  Симферополь, 2020


 

Литература, которую можно указать в отчете:

Алла Пугачева глазами друзей и недругов [Текст]: сборник статей: в 2 кн. / под ред. Б. М. Поюровского. - Москва: Центрполиграф, 1997. - Кн. 1. - 422 с. - Кн. 2. - 375 с.

 

Берто, Симона. Эдит Пиаф [Текст]: воспоминания / С. Берто. - Санкт-

 

Петербург: Северо-Запад, 1994. - 478 с.

 

Богданов, И. А. Драматургия эстрадн ого представления [Текст]: учеб-ник / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 424 с.

 

Валерия. И жизнь, и слѐзы, и любовь [Текст] / Валерия; оформ. В. По-жидаева; фот. на обл. С. Филиппова. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. - 205 с.

 

Воробьева, О. В. Русская Америка в XX веке [Электронный ресурс]: историко-культурный аспект / Оксана Викторовна Воробьева. - Москва: Из-дательский Дом «ИНФРА-М», 2010. - 203 с.

 

Мейр, Джордж. Лайза Миннелли [Текст] = Under the Rainbow the Real Liza Minnelli: история жизни / Джордж Мейр. - Смоленск: Русич, 1997. – 393

с.

 

Молодежная эстрада [Текст]: лит.-муз. альм. - Москва: ЗАО «Рифмэ», 1998. – 186 с.

 

Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст]: монография / В. П. Морозов. - М., 2002. - 496 с.

 

Павлова, М. А. Лекции по методике обучения сольному пению [Текст]:

 

учеб.-метод. пособие / М. А. Павлова. - Москва: МГОПУ, 2004. - 87 с.

 

Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль [Текст] / Д. А. Рабинович. - Москва: Классика-ХХI, 2008. - 208 с.

 

Райнер, Сильвен. Эдит Пиаф [Текст] = Piaf. Le livre d'Edith / С. Райнер;

 


пер. с фр. И. Тогоевой. - Москва: Эксмо, 2007. - 508 с.

 

Скороходов, Г. А. Три влечения Клавдии Шульженко [Текст] / Г. А.

 

Скороходов; оформ. худож. А. Старикова. - Москва: Алгоритм, 2007. - 317 с.

 

Хвилько, В. Я. Романтика джаза [Электронный ресурс]: репертуарный сборник для студентов (оркестровый класс, дирижирование, дирижерская практика) / Хвилько В. Я. - Кемерово: Кемеровский государственный уни-верситет культуры и искусств, 2013. - 155 с. Книга находится в базовой вер-сии ЭБС IPRbooks.

 

 

Примерный план исполнительского анализа концертной программы

 

1. Название произведения.

 

2. Авторы произведения.

 

3. История создания или признания произведения.

 

4. Исполнительские трудности.

 

 

Исполнительский анализ ОБРАЗЕЦ:

Название произведения: «Вальс»

 

Авторы:Маттео Каракасси.

 

История создания. Пьеса взята из3ч. «Школы игры на гитаре» (Изда-тельство «Советский композитор», М., 1973 г.). М. Каракасси – выдающийся итальянский гитарист, виртуоз и композитор 19 века, написал большое коли-чество произведений для гитары в различных жанрах. Вошел в историю как

 

36


автор знаменитой «Школы игры на гитаре» (1836 г.) и педагогических соч и-нений. О композиторе М. Каракасси имеются довольно скудные сведения. История сочинения этого вальса также не известна.

 

Исполнительские трудности. Данное произведение исполнялось мноювместе с ансамблем гитаристов музыкальной школы. Во время разучивания и исполнения этого произведения возникали трудности: правильное исполне-ние ритмической фактуры нотного текста в ровной метрической пульсации, сохранение темпа на протяжении исполнения всего произведения, звукоиз-влечение широких интервалов, исполнение форшлагов и глиссандо в средней части вальса, соблюдение правильной фразировки и динамики.

Название произведения: «Libertango»

 

Авторы:Астор Пьяццолла.

 

История создания. Композиция в стиле нового танго,записанная и из-данная в 1974 году в Милане. Название дано от слияния слов «Свобода» (Libertad по-испански) и «Танго» (символизирует переход Пьяццоллы от классического танго в танго Нуэво)

 

По данным All Music Guide запись разошлась более, чем на 50 релизах.

 

В качестве основы композиция использована в песне Грейс Джонс «I ve Seen That Face Before»,так же в«Jungle Tango»Jazz Mandolin Projectи«Moi je suis tango»Ги Маршана,французского музыканта.

 

В 1997 году ирландская фолк-певица Шэрон Шеннон записала версию для своего третьего альбома по названием Each Little Thing. Эта запись, со-провождаемая вокалом Кирсти МакКолл вышла по названием «VacColl» только в 2001 году в альбоме «The One and Only» после трагической гибели исполнительницы. В 2005 году Шеннон переиздала композицию, которая вышла как главный трек ее альбома.

 

В 2002 году свою версию данной композиции представил австралий-ско-британский струнный квартет «Bond» во втором альбоме «Shine».

 

Известная норвежская исполнительница классической музыки Tine

 

37


Thing Helseth известна своей игрой на трубе множества произведений А.

 

Пьяццоллы, в том числе и либертанго.

 

Либертанго сыграл гитарист Эл Ди Меола в альбоме 2000 года The Grande Passion,а также всемирно известный виолончелист Йо-Йо Ма в вы-шедшем альбоме Soul of the Tango: The Music of Astor Piazzolla (1997).

 

Исполнительские трудности. При разучивании и исполнении этогопроизведения возникли трудности: сложный ритмический рисунок аккомпа-немента в крайних частях пьесы, одновременное проведение мелодической линии с партией аккомпанемента, сложная аппликатура аккордов в аккомпа-нементе, сложные мелодические пассажи и ритмический рисунок в средней части, трудности запоминания наизусть нотного текста пьесы.

Название произведения: «Горькая моя родина»

 

Авторы:музыка А.Пахмутовой,слова Н.Добронравова.

 

История создания. Песня из репертуара Кубанского казачьего хора.

 

Аранжировка авторская: для гитары, двух роялей и голоса.

 

Исполнительские трудности. Тактовый размер4/4,однако местамименяется на 6/4. Фактура произведения разнообразная, с различными дина-мическими (от p до ff) и ритмическими оттенками. В начале используется пальцевая техника звукоизвлечения, затем медиаторная, с отрывистым мар-шевым ритмом, короткими шестнадцатыми, чередующимися паузами. Для исполнения необходимо использовать эстрадную гитару. Основные трудно-сти: исполнение осуществлялось без звукоусилительной аппаратуры, поэто-му требовалось очень агрессивное звукоизвлечение, чтобы вывести гитару на один уровень громкости с роялями. Переход с пальцевой на медиаторную технику. Необходимость четко держать ритм, так как гитара выполняет роль ритм-секции. Замедления в конце куплетов требуют развитого партнирова-ния с другими участниками ансамбля, так как дирижер отсутствует.

Название песни: «В лесу прифронтовом».

 

Авторы:музыка М.Блантера,слова М.Исаковского.

 

История создания песни. «Стихи написаны на Каме,когда шел второйгод войны, - вспоминал много лет спустя о рождении песни «В лесу приф-ронтовом» автор ее слов М. В. Исаковский.

 

Упомянутый в стихах М. Исаковского старинный вальс «Осенний сон» написан А. джойсом, и, наверное, поэтому в музыке М. Блантера ощущается намеренная стилизация, как под этот вальс, так и его же вальс «Воспомина-ние» (в запеве песни). Однако музыка М. Блантера по своей интонационной наполненности, по красоте и выразительности мелодий, безусловно, богаче и выразительнее вальсов А. Джойса. В ней ярко выражены настроение и о с-новная идея стихов М. Исаковского – не только раздумья и воспоминания о мирной жизни, но и призы к борьбе с ненавистным врагом, потому что дор о-га к дому, к любимой ведет через войну, через испытания и невзгоды.

 

Исполнительские трудности. Данное произведение было исполнено вдуэте на концерте для выпускных классов школы. Так как эта песня написана для солиста, первой трудностью стало прописывание второго голоса.

 

Так же, произведение является сложным для передачи художественно-го образа, в том числе из-за наличия звуков g и g малой октавы, которые яв-ляются низкими для моего диапазона. Именно по этим двум причинам я вы-брала данное произведение. Оно поможет мне развиться в перечисленных аспектах.

Так как я исполняла первую партию в данном произведении, первона-

 

34


чально было сложно брать самую верхнюю ноту в припеве. В дальнейшем я преодолела эту трудность при помощи опоры на нижние мышцы живота и дыхание.

 

Название песни: «Девчата».

 

Авторы:музыка А.Пахмутовой,слова М.Матусовского.

 

История создания песни. «Девчата»-советский комедийный художе-ственный фильм, снятый в 1961 году режиссером Ю. Чулюкиным по одно-именной повести Б. Бедного.

 

А. Н. Пахмутова – выпускница Московской консерватории. Пишет песни с начала 50-х годов на стихи преимущественно современных поэтов. Народная артистка СССР (1984), Герой социалистического труда (1990). Кроме песен, которых написано свыше четырехсот и многие из которых ста-ли классикой, известна музыкой к ряду кинофильмов и симфоническими произведениями.

 

Исполнительские трудности. Произведение написано в тональностиD-dur. Исполняться должно легко, прозрачно и весело. Так же очень важным является четкая дикция, так как слова произносятся быстро и согласные ино-гда слышны недостаточно хорошо.

Название песни: «Посвящение женщине».

 

Авторы:музыка Т.Мухамеджанова,слова М.Цветаевой.

 

История создания песни. Стихотворение было написано в1917году,год начала гражданской войны. В этом же году М. Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье в


возрасте 3 лет. Годы гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникну-тый сочувствием к белому движению. В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь -девица», «На красном коне».

 

«Посвящение женщине» - стихотворение эмоционально тяжелое. Например, строки «женщина с колыбели – чей-нибудь смертный грех» гово-рит о том, что женщина, родившись, будучи в колыбели уже греховный плод. Вероятно, рождение дочери натолкнуло Цветаеву на главну. Мысль стихо-творения.

 

Исполнительские трудности. Песня сложна широкими скачками мело-дии (присутствуют как октавные ходы, так и неудобные для исполнения сеп-тимы), кантиленой, глубоким протяжным дыханием. Стихи имеют тяжелую смысловую и эмоциональную нагрузку.

 

Тональность a-moll. Присутствуют знаки альтерации. Повышение седьмой, шестой, третьей ступеней. Ритмические сложности в смещении до-лей. Вокальная партия подвижна за счет затактов и пауз на первую долю. Так же смещения происходят за счет пауз различных размеров внутри тактов, частая смена длительностей.

 

Название песни: «Я искала тебя».

 

Авторы:музыка Г.Квенетадзе,слова И.Каминской.

 

История создания песни. Песня была написана в20012году.Исполни-тельница – Кети Топурия, солистка группы «А-студио», начавшая работу в группе в 2005 году. Состав группы неоднократно менялся. Неизменными участниками группы остаются бас-гитарист В. Миклошич и клавишник Б.

Сергибаев.

 

Исполнительские трудности. Песня написана в тональностиcis-moll.Сложность песни состоит в подвижности мотива, мелизматике, придыха-тельной атаке. Имеет широкие мелодические скачки, кантилену, глубокое


протяжное дыхание.

Название песни: «Ищу тебя».

 

Авторы:музыка А.Зацепина,слова Л.Дербенева.

 

История создания песни. Песня«Ищу тебя»была написана к фильму«31 июня». Премьера фильма состоялась 31 декабря 1978 года. Для исполне-ния песен в фильме привлекли ведущих эстрадных исполнителей: рок-группу «Аракс» и ансамбль «Мелодия». Но самым неожиданным оказался выбор го-лоса для принцессы Мелисенты, которая в фильме исполняла песню «Ищу тебя». Александр Зацепин пригласил в Москву на пробную запись 23-летнюю солистку ансамбля «Музыка» из Ужгорода Татьяну Анциферову. Эти записи оказались настолько удачными, что так и вошли в фильм без дуб-лей.

 

В 1980 году после выхода картины фирма «Мелодия записывает LP-диск – «Песни из кинофильма «31 июня»», куда вошли композиции из фильма. Только заглавную композицию «Ищу тебя» в аранжировке Михаила Литвина, переписали в исполнении Ксении Георгиади, так как голос Татьяны


Анциферовой не устроил худсовет студии. Песня «Ищу тебя» в исполнении Георгиади стала одним из самых популярных шлягеров СССР. Так, в октябре 1979 года песня заняла второе место по версии хит-парада «Московского комсомольца».

 

В 1997 году новую версию песни «Ищу тебя» в фильме «Старые песни

 

о главном – 3» исполнила Лариса Долина.

 

«Ищу тебя» - концентрация душевности, мелодичности и экспрессив-ности. Эта песня объединила между собой разные судьбы и разные истории об одном великом чувстве. Мало кто ассоциирует «Ищу тебя», начинающую-ся со слов «Всегда быть вместе не могут люди…» с мюзиклом «31 июня». Песня больше 30 лет живет своей жизнью.

 

Исполнительские трудности. Песня написана в куплетной форме в то-нальности ре минор. Диапазон песни: Ля малой октавы – До второй октавы. Темп быстрый. Размер четыре четверти. В песне используется пунктирный ритм.

 

При работе над песней возникли трудности с дыханием, не всегда уда-валось сохранить нижние ребра в раздвинутом положении на протяжении всей вокальной строчки, требующей непрерывного дыхания. При пении ста-ралась делать экономный медленный спокойный выдох и следила за сопр о-тивлением нижних ребер к спаданию, так как умение удерживать ребра в раздвинутом состоянии способствует наиболее экономному расходованию воздуха при пении и улучшает условия регулирования этого расхода.

При исполнении третьей фразы (5-8 такты) возникла проблема с пере-ходом грудного регистра в головной, а также трудность при взятии высокой ноты (До второй октавы).

 

При переходе от грудного в головной регистр старалась не менять по-зицию, следила за тем, чтобы гортань была опущена. Для того, чтобы спра-виться с высокой нотой, я ее пропевала в распевке. Так же я пела фразу, где используется высокая нота на слог «до», а затем – после того, как эту ноту


все-таки удалось взять – пела этот фрагмент со словами.

 

При пропевании высоких нот мне помогает визуальное представление ее в виде ступеньки, на которую нужно наступить сверху.

 

При работе с песней возникла проблема с дикцией из-за быстрого тем-па. С этой проблемой я справлялась с помощью многократного проговарива-ния текста с увеличением темпа, до максимально возможного. После того, как удалось справиться с этой задачей, текст пела без использования фоно-граммы, после чего переходила к обычному пению с музыкой.

Название песни: «Тучи в голубом».

 

Авторы:музыка А.Журбина,слова В.Аксенова,П Синявского. История создания песни. Песня«Тучи в голубом»была написана тремя

 

известными мастерами к телефильму «Московская сага». В результате сов-местной работы получился замечательный музыкальный хит, который у мно-гих наших соотечественников ассоциируется с Великой Отечественной вой-ной. Кроме того, песня стала доказательством того, что можно совместить трагичность и лирику в одном произведении.

 

Эта композиция вобрала в себя народную любовь неспроста. Ее текст повествует нам о воспоминаниях фронтовика. Под выстрелы и взрывы, в с а-мом котле боевых действий он думает только о любимой, о той, с кем танце-вал вальс. Только вальс и стоит у солдата перед глазами в моменты трудно-стей. Это помогает держаться в суровые боевые моменты. Вспоминает герой песни о своем старом доме, о морских прогулках, об объятиях с красавицей девушкой. Эта композиция вобрала в себя настоящую и искреннюю любовь к жизни.

 

Песня «Тучи в голубом» исполнила Кристина Орбакайте. Песня явля-ется современной композицией, но есть легенда, что основа песни была написана в 1942 году, а композитор А. Журбин нашел партитуру в архивах. Это не так, что подтверждает сам композитор.

 

Исполнительские трудности. Песня написана в куплетной форме с


припевом в тональности ля минор. Диапазон песни: Ля малой октавы – Ми второй октавы. Темп - умеренный. Размер три четверти.

 

Работу над песней начинала с разучивания припева. В припеве встре-чаются скачки на кварту и квинту. При исполнении добивалась ровного зву-чания, старалась петь в единой манере, не меняя позицию, как бы выстраивая ноты в одну линию.

 

После третьего куплета в последней фразе припева тональность меня-ется на параллельную – До мажор. В этой фразе и звучит самая высокая нота

 

ми второй октавы. Для исполнения этой фразы использовала головной р е-гистр.

 

При работе с фразой возникла проблема поднятой гортани. Поднятая гортань не давала петь высокие ноты, легко резонировать. Для исправления этой ошибки выполняла следующее упражнение: пела гамму, чуть касаясь кадыка пальцем. Следила, чтобы кадык не поднимался, а оставался в одном положении.

 

При работе с песней старалась достичь легкости, полетности и звонкости голоса. Обращала внимание на форму своего рта и задней части гортани, когда пела (челюсть «упала» вниз, задняя часть рта открыта).

 

Работая над песней, большое внимание уделяла дыханию и артикуляции.


















Характеристика организации, учреждения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: