Герой Советского Союза Неуструев Иван Павлович

 

Иван Павлович Неуструев родился в 1915 году в с Скворечное Каменского района Пензенской области, призван в Красную Армию в 1934, через три года окончил школу военных летчиков. Участвовал в советско-финляндской войне 1939—1940 годов.

В действующей армии находился с июня 1941 года и до победного окончания Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. Командовал 11-м гвардейским истребительным авиационным полком авиакорпуса ПВО. Совершил лично 128 боевых вылетов, провел 55 боев, сбил 11 немецких машин, в составе своей группы — 6, на аэродромах его авиаторы сожгли 20 самолетов, уничтожили 15 зениток и множество живой силы противника.

Награжден девятью боевыми орденами и многими медалями. В наградном листе, подписанном командиром 2-го авиационного корпуса ПВО полковником Антоновым, находим:

«За период командования эскадрильей гвардии майором Неуструевым с 22 июня по ноябрь 1941 года эскадрилья произвела 1298 боевых самолето-вылетов, на летав 1197 часов, произвела 235 воздушных боев, в результате которых сбито 46 самолетов противника без потерь своего личного состава.

Эскадрилья произвела 32 успешные штурмовки в районах Ивановское, Слуцк, Красное Село, Красногвардейск, при которых уничтожено до 20 самолетов противника, до 14 точек зенитной артиллерии и много живой силы.

За образцовое руководство эскадрильей, личную боевую работу, проявленные при этом геройство, мужество и отвагу комэск Неуструев награжден 3 декабря 1941 года орденом Красной Звезды, 31 декабря орденом Красного Знамени».

Позднее Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А. А. Новиков в своей книге «В небе Ленинграда» напишет:

«...Три месяца - срок небольшой даже на войне. Но в этот период среди воздушных защитников города Ленина сформировалась целая когорта блестящих бойцов, мастеров своего дела, которых можно смело назвать Героями среди героев. Это летчики-истребители Петр Харитонов, Петр Покрышев, Иван Неуструев и многие другие».

Юные годы И. П. Неуструева прошли в крестьянской семье, в селе на берегу Атмиса. Мечтал о летчиках, которые не часто пролетали над селом. Завидев силуэт воздушной «чайки», он долго следил за поле том, пока самолет не скрывался за горизонтом.

В 1934 году ему исполнилось 19 лет. В райвоенкомате спросили, где бы он желал служить.

- Только летчиком, - коротко ответил военкому юноша.

Его направили в летное училище, которое он окончил в 1937 году, а затем в авиационную часть, находившуюся недалеко от Ленинграда. Молодой командир летал на истребителях, совершенствовал свое летное мастерство. Ему довелось принять участие в боевых действиях с белофиннами, где показал высокий класс воздушного аса, мужество и отвагу.

Тяжело тогда ковалась победа и на земле, и в воздухе. Советские истребители прикрывали с воздуха наземные части, сопровождали бомбардировщиков на «линии Маннергейма». В условиях суровой, холодной зимы звено Неуструева не раз выходило победителем из воздушных поединков с белофиннами.

За образцовое выполнение заданий советского командования лейтенанта И. Неуструева наградили орденом Красного Знамени. Это была первая боевая награда молодого офицера, которая вдохновляла его на новые подвиги во имя Родины.

Вручал награду «Всесоюзный староста» М. И. Калинин.

- Вручаю вам орден – символ нашей революции, - сказал Михаил Иванович.

- Служу Советскому Союзу! - волнуясь, отчеканил Неуструев.

В 195-м истребительном авиационном полку Неуструев стал старшим лейтенантом, командовал эскадрильей. Его летчики постоянно отрабатывали нормативы летного мастерства, технику пилотирования.

Великая Отечественная война застала Ивана Павловича под Ленинградом, когда летчики эскадрильи поднялись в воздух на очередное патрулирование. В три часа утра 22 июня в небо поднялась эскадрилья старшего лейтенанта И. Гнеушева. Затем, сменила ее эскадрилья, ведомая Неуструевым, которая совершала облет над Ленинградом.

Вскоре в районе Коломенское - Ропша произошли два воздушных боя, в которых участвовала эскадрилья Неуструева. Они по своему характеру и значению остались яркой страницей в истории ленинградской авиации.

Под Коломенском шестерка истребителей из 195-го истребительного авиаполка вступила в бой с пятидесятью немецкими бомбардировщиками, которых прикрывали полтора десятка «мессеров». Советские летчики, несмотря на численное превосходство врага, вы играли то сражение, не допустили воздушных пиратов к позициям советских войск. В нем отличился лейтенант И. Пидтыкан, сбивший два самолета, по одному бомбардировщику сбили старший лейтенант Н. Неуструев и его товарищ, кузнечанин, капитан В. Абрамов.

Не утихло еще всеобщее возбуждение от напряженного боя, как снова разгорелась воздушная схватка, на этот раз над Ропшей. От меткого пулеметного огня И. Неуструева врезались в землю два немецких самолета, нашедшие бесславный конец на ленинградской земле. Не выдержав стремительного натиска советских летчиков, вражеские авиаторы ушли в сторону Финского залива.

Не случайно тогда Советское Информбюро в своем вечернем сообщении от 20 августа 1941 года передало: «За последние два дня летчики, охраняющие подступы к городу Ленина, сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах противника 101 фашистский самолет».

За первые четыре месяца ожесточенных боев за Ленинград эскадрилья комэска Неуструева правела более двухсот воздушных боев. Летный почерк советского аса хорошо знали гитлеровцы, которые не раз предупреждали своих пилотов об опасности, о появлении в небе «русского Ивана».

Однажды по сигналу боевой тревоги два советских истребителя, взмыв свечой, скрылись за облаками. Ведущий - старший лейтенант Неуструев, его ведомый - Виктор Шолупов. Летчики прилетели в заданный район, сели на полевой аэродром, который притаился не далеко от небольшого озера, спрятанный в лесных зарослях. Неуструев расположился у своего «яка», стал пристально смотреть за небом. Неожиданно по курсу справа показался темный силуэт Ю-88. Оценив обстановку, «як» вылетел навстречу бомбовозу. Гитлеровский пилот безнаказанным уходил от Ленинграда. Появление двух советских истребителей было для него неожиданным. Комэск скомандовал ведомому: «Витя, иду в атаку, прикрой!» И стремительно пошел на сближение с врагом. От растерянности немецкий летчик не смог сориентироваться, заметался вправо, влево, ринулся на высоту. С первой атаки Неуструев убил воздушного стрелка. Со второго захода комэск подбил один мотор, который сразу задымился. Пламя охватило всю маши­ну, и Ю-88 свалился. Боевой счет Ивана Павловича увеличился.

Посадив свой «як» на аэродром, задержался в кабине: устал. К Неуструеву подбежали летчики, механики, крепко обнимали товарища. За этот бой он был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Своим бесстрашием, умением и напористостью комэск наводил страх на вражеских «завоевателей». Потом эскадрилья Неуструева по тактическим соображениям перебазировалась на новый аэродром. Сюда же перелетели боевые друзья, которые прошли боевую выучку у комэска. Это Женя Банщиков, Виктор Шолупов. Вскоре прибыл начальник штаба авиакорпуса полковник Н. П. Абрамов. Он подошел к Неуструеву и поздравил с высокой наградой:

- Вы здесь старший, будете командовать небольшой оперативной группой. Вменяется вам новая обязанность - перехватывать вражеские машины, нацеленные на Ленинград. Не исключена возможность, станете помогать и наземным войскам.

- Задача ясна, товарищ полковник.

- Не спешите, подойдите поближе,- и показал на карте.- Вот здесь у озера, по данным армейской разведки, фашисты развернули аэродром. Надо нагрянуть и уничтожить их технику. Как поняли?

Иван Павлович прикинул по карте расстояние, ответил:

На другой же день группа истребителей под командой Неуструева поднялась в воздух, держа курс на запад. Вот и линия фронта. Благополучно проскочили разрывы снарядов, жадно искавших свои жертвы. Перелетев первую полосу обороны, чуть развернулись на юго-восток в сторону вражеского аэродрома. Зайдя со стороны солнца, истребители ринулись на него. Появление русских И-16 для гитлеровцев оказалось неожиданным. Советские пилоты открыли огонь по стоянке самолетов, зенитным батареям, скрытым в зелени деревьев. Бомбы точно легли по целям. На аэродроме вспыхнул пожар. Десятки бомбардировщиков не успели подняться в воздух. Наши самолеты вернулись на базу без потерь.

Не раз, вылетая на боевое задание, Неуструев вспоминал разбойничий план и директиву гитлеровского генштаба. От этого у летчика еще сильнее кипела ненависть к немецким варварам. Фашисты планировали полностью разрушить Ленинград. «О будущем города Петербурга» была издана директива немецкого военно-морского штаба № 1-а 1601 /41 от 22 сентября 1941 года. В ней планировалось нечто чудовищное: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей».

Шла осень сорок первого. Число боевых вылетов значительно возросло. Летчики эскадрильи неудержимо рвались в бой, приходилось летать в неблагоприятных погодных условиях. Все чаще пилоты прикрывали наземные части, движение речных судов через Ладогу, поставлявших продовольствие и снаряжение, боеприпасы и технику блокадному Ленинграду. Много хлопот доставила нашим летчикам бухта Осиновец, где круглые сутки работал порт. Здесь срочно принимались грузы с Большой земли, отсюда эвакуировались на восток люди, заводское оборудование. Летчики Неуструева постоянно патрулировали в воздухе, пристально охраняли Дорогу жизни, не щадя своей жизни.

Один раз командир эскадрильи с шестеркой «яков» вылетел навстречу «юнкерсам». Пользуясь внезапностью, летчики насели на бомбардировщиков. Те трусливо уклонились от целей, сбросив бомбовый груз в озеро.

Налегке уходили обратным курсом. Но их настигли неуструевцы и сбили троих.

Слава об эскадрилье Неуструева далеко шагнула за пределы авиакорпуса. О ней знали защитники Ленинграда, писали фронтовые газеты.

В конце 1941 года И. П. Неуструев принял новую должность. Так требовала боевая обстановка, но не раз он просил командование:

- Оставьте за мной эскадрилью.

- На новой должности, - убеждал комкор Антонов, - вы будете нужнее. И на новом месте обретете боевых соратников.

Смирившись, Иван Павлович стал инспектором по технике пилотирования 7-го истребительного авиационного корпуса. Новая работа увлекла Неуструева. Он отлично справлялся с ней, быстро освоил новые типы самолетов МиГ-3, Як-1, Лаг-3, Ла-5. Своим примером учил личный состав, как побеждать врага с малыми потерями.

- Главное, не знать страха, - наставлял инспектор.- Противника нужно ненавидеть всем сердцем.

К тому времени он стал гвардии майором. Обучил технике пилотирования 12 молодых летчиков, переподготовил их на новые истребители.

Как инспектор по технике пилотирования, Иван Павлович сам водил в небо молодых пилотов, своим примером показывал, как разить фашистских извергов.

С летчиками 158-го истребительного авиаполка И. П. Неуструев не раз вылетал в Синявино, Ириновку, где проходили ожесточенные воздушные бои. В этих боях он лично обил двух «мессеров».

Иван Павлович просто и ясно рассказывал боевым друзьям о своем мастерстве. Он не только сам летал на современных самолетах, но занимался управлением воздушными боями по радио. И после каждого воздушного поединка прямо у самолета подводил итоги, указывая летчикам на ошибки, хвалил за удачные маневры, говорил о взаимодействии истребителей и штурмовиков, о взаимовыручке.

...Командованию стало известно о важном вражеском аэродроме в районе станции Сиверская. Но где? Решили найти его немедля. На рассвете вылетели две шестерки Ла-5 под командованием Г. Н. Жицова и И. П. Неуструева. Нашли не сразу, а когда обнаружили, насчитали на аэродроме более 50 самолетов разных типов.

Летчикам была поставлена задача - блокировать аэродром, не дать взлететь с него истребителям.

Обрушили удар, и через несколько минут скопление немецких самолетов превратилось в хаос.

8 июня 1943 года жители Сиверской стали свидетелями яростной схватки краснозвездных «Лавочкиных» и «Илюшиных», прилетевших на помощь своим истребите­лям, которых атаковали подоспевшие к аэродрому ФВ-190, юркие и грозные. Не тут-то было! Не вышло у противника...

С земли видели клубок ревущих машин и огненных трасс, непрестанно меняющих направление. Вражеским истребителям не удалось вести прицельный огонь, так как приходилось увертываться от пушечно-лулеметного огня Ла-5 и Ил-16. Воздушная рукопашная была скоротечной, в результате два десятка «Юнкерсов-88», «Фокке-Вульфов-111» сгорели или были повреждены.

Командир 2-го гвардейского Ленинградского истребительного авиационного корпуса гвардии полковник Антонов писал в наградном листе:

«За боевую работу, лично проведенные 128 боевых вылетов, проявленные при этом геройство, мужество и отвагу в боях при защите Родины и города Ленина, умелое воспитание подлинных летчиков-истребителей, руководство эскадрильей и полком гвардии майор Неуструев И. П. представляется к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года И. П. Неуструеву было присвоено это звание.

Главный маршал авиации А. А. Новиков позднее вспоминал о встречах с командиром авиаполка И. П. Неуструевым: «...проезжая по частям и соединениям 13-й воздушной армии, хотелось не только лично убедиться в готовности летчиков к предстоящему сражению, но и встретиться с воздушными ветеранами Ленинграда. За два с половиной года, что мы не виделись, рядовые пилоты стали командирами эскадрилий, бывшие комэски - командирами полков или их заместителями. Еще выше стало боевое мастерство известных ленинградских летчиков-асов Петра Лихолетова, Александра Карпова, Ивана Неуструева. Все они уже были Героями Советского Союза».

Командиру авиаполка И. Неуструеву довелось принимать участие в Выборгской операции в мае 1944 го да. Летчики 13-й воздушной армии вовремя подготовили свои боевые машины, а тыловые части - аэродромную сеть для приема летных частей с Нарвского направления. Гитлеровцы были ошеломлены массированными ударами по городу, в котором приняли участие гвардейцы авиаполка под командованием Неуструева. За освобождение Выборга 11-й гвардейский авиаполк был удостоен почетного наименования «Выборгский».

Потом пришлось выполнять гвардейцам особое задание. Командование Ленинградского фронта провело перегруппировку своих войск, и 2-я ударная армия передала полосу обороны на Нарвском направлении 8-й армии, передислоцировавшись в район южнее и юго-восточнее города Тарту. В период перегруппировки на земные войска особенно нуждались в прикрытии с воз духа.

Ответственная задача была возложена на 11-й гвардейский истребителкно-авиационный полк Героя Советского Союза гвардии майора И. П. Неуструева. Он с доблестью выполнил боевое задание, не дал врагу нарушить передислокацию советских войск.

После войны Иван Павлович продолжал служить на высоких командных должностях. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Кутузова III степени, тремя орденами Красной Звезды, многими медалями.

Умер Герой Советского Союза И. П. Неуструев 10 февраля 1965 года. Похоронен в Ленинграде, который защищал.

В 1945 году присвоение звания Героя Советского Союза продолжалось в ходе боевых действий и затем в течение нескольких месяцев после дня Победы по итогам войны. Так, до 9 мая 1945 года появилось 28, а после 9 мая - 38 дважды Героев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: