Исследование внешней среды организации
Анализ внешней макроэкономической среды компании ОАО "Лосево"
Возможности для бизнеса
| Наименование факторов | Содержание факторов | Оценка |
| 1. Экономическая среда: | ||
| 1.1. Хозяйственная структура Санкт-Петербурга и ЛО | Экономика Санкт-Петербурга развита и является одной из крупнейших среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. Основу промышленности Санкт-Петербурга и ЛО составляют около 800 крупных и средних предприятий, многие из которых являются лидерами российской экономики. В промышленном комплексе города представлены практически все производственные виды деятельности. Промышленность Санкт-Петербурга является основой экономики региона, главным источником доходов бюджета. Сегодня на долю промышленности приходится почти пятая часть работающего населения, четверть валового регионального продукта и около 28% налоговых поступлений в бюджетную систему. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют около 700 крупных и средних предприятий, многие из которых являются лидерами российской экономики. Кроме того, в Санкт-Петербурге промышленное производство осуществляют более 17 тыс. малых предприятий. Общие результаты работы промышленности города определяют, в первую очередь, обрабатывающие производства. На их долю приходится почти 87% всего объема промышленной продукции, выпускаемой предприятиями Санкт-Петербурга. В структуре ВРП Санкт-Петербурга основные доли приходятся на: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом. | 5 |
| 1.2. Внешнеэкономическая деятельность в Санкт-Петербурге и ЛО | Участники внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляют торговые операции со всеми государствами мира, за исключением КНДР. В структуре экспорта преобладают минеральные продукты (61%), за ними следуют металлы (6%), машины, оборудование и аппаратура (5%). Сама же компания не занимается экспортом, что обусловлено спецификой производства (натуральная продукция с коротким сроком хранения). | 5 |
| 1.3. Инфляция | В условиях высокой инфляции выгодно брать долгосрочные кредиты (или не брать заемные средства вовсе, всё зависит от того к какой валюте привязан займ и на каких условиях выдается), вкладывать деньги в недвижимость и в реальное производство. В том числе и в саму компанию, это поможет сохранить денежные средства. В период инфляции будет более рационально заключать договора с партнерами (поставщиками отдельных видов продукции под реализацию) и с ретейлерами (если будет возможность менять стоимость единицы продукции из-за возможного изменения себестоимости) на более долгий срок. | 3 |
| 1.4. Состояние рассматриваемой отрасли | Пищевая индустрия города Санкт-Петербурга обеспечивает устойчивое снабжение города продовольствием, на данный момент насчитывается более 2 300 организации, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга и занятых в пищевой промышленности. Пищевая и перерабатывающая промышленность является важнейшей составляющей агропромышленного комплекса и одной из ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга, на долю которой приходится 22,7 процента от общего объема продукции обрабатывающих производств (без учета данных по виду деятельности «Производство нефтепродуктов»). В среднем за сутки в Санкт-Петербурге производится, в том числе: · Молочная продукция более 1200 тонн · Хлеб и хлебобулочные изделия около 800 тонн · Кондитерские изделия более 400 тонн Сельскохозяйственный сектор является ключевым поставщиком сырья для пищевой промышленности. Сельскохозяйственные организации в Санкт-Петербурге осуществляют производство молока, мяса, овощей и картофеля в условиях ограниченного потенциала земель сельскохозяйственного использования на территории Санкт-Петербурга. Численность занятых в сельском хозяйстве в Санкт-Петербурге составляет около 1 тыс. человек. На данный момент компания Лосево является одним из крупных игроков на рынке натуральных продуктов города Санкт-Петербурга, это произошло за счет наращивания производственных мощностей и заключению новых договоров с точками продаж (магазинами, гипермаркетами и т.д.) | 4 |
| 1.5. Объемы производства | К 2018 году было достигнуты следующие показатели (к данному моменту планируется рост на 15-20%): 25000 литров молока, 2000 кг творога, 250 кг сыра в день и т.д. | 5 |
| 2. Социальная среда: | ||
| 2.1. Географическое распределение продажи продукции | Имеющийся объем производства позволяет осуществлять функционирование фирменных точек продаж в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Кузьмолово, Сестрорецке, Колпино, Выборге, Светлогорске и поставку продукции в магазины-партнеры. Таким образом Лосево, для специфики производимой продукции, охватывает достаточно большую территорию. | 5 |
| 2.2. Уровень безработицы | Санкт-Петербург занимает второе место по уровню безработицы среди российских регионов по данным Международной организации труда. Показатель уровня безработицы составляет 1,4%, ЛО – 0,5%, наличие доходов у потребителей позволяет им выбирать более качественную продукцию, что и интересует компанию. | 5 |
| 2.3. Работа | Если верить официальной статистике, то жители Санкт-Петербурга, имеющие работу там же, получают достаточно высокую заработную плату. 63890 по Санкт-Петербургу и 43944 по России в среднем. Лосево же в зависимости от специфики и места работы работника (Офис в Санкт-Петербурге, фирменные магазины в СПБ и ЛО, заводы в ЛО (в Лосево и не только), транспортно-логистическое подразделение) предоставляет средние по Санкт-Петербургу и ЛО заработные платы, присущие каждому виду работ. Благодаря своему расположению компания обеспечивает рабочие места для людей с разным уровнем и направленностью образования. | 5 |
| 3. Политическая среда: | ||
| 3.1. Эффективность работы государственного аппарата | Достаточно эффективна. | 4 |
| 3.2. Степень государственного вмешательства в экономику | Деятельность организации находится под частичным государственным контролем благодаря различным проверкам на производстве и т.д. | 3 |
| 3.3. Политическая среда | Стабильная. | 5 |
| 4. Экологическая среда: | ||
| 4.1. Жесткость законодательства в области охраны окружающей среды | Администрация обязывает организации города к постоянному поддержанию его в чистоте. Достаточно большое количество спецтехники выполняют свою работу по поддержанию чистоты города. Проходит его ежегодное озеленение. Город постоянно участвует в экологических проектах и успешно их реализует. | 4 |
| 4.2. Экологическая обстановка в рамках производства | Все заводы, цеха, фермы и теплицы находятся за пределами Санкт-Петербурга в экологически чистом поселке Лосево, чтобы получать экологически чистую продукцию, соответствующую всем стандартам качества, сырье (животные находятся в чистой окружающей среде), а все производство по необходимости оснащено фильтрами воды и воздуха для минимизации выбросов вредных веществ в окружающую среду, которых итак почти нет. | 5 |
| 5. Институциональная среда: | ||
| 5.1. Транспортная инфраструктура | Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом России, через который осуществляются международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта. На территории города имеются все виды транспортной инфраструктуры: автомобильные дороги, сеть железных дорог, речной и морской транспорт, аэропорт, нефте- и газопроводы. Большой порт Санкт-Петербург обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению «Россия-ЕС». По территории Санкт-Петербурга проходят два евроазиатских транспортных коридора – «Север-Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский коридор № 9. Благодаря транспортно-логистическому комплексу (ТЛК) Санкт-Петербурга обеспечиваются экспорт товаров российских предприятий и поставка импортных товаров народного потребления, комплектующих и оборудования для всех отраслей промышленности страны. ТЛК Санкт-Петербурга является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения города, от функционирования которой зависят качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики и возможности использования градостроительного и социально-экономического потенциала. По объему железнодорожных грузоперевозок Санкт-Петербург занимает второе место после Московского железнодорожного узла. Санкт-Петербургский железнодорожный узел связывает Россию с Финляндией и Эстонией. В нем сходятся 10 железнодорожных направлений. Основу железнодорожного узла составляют 5 железнодорожных вокзалов. Железная дорога обладает развитой производственной базой для обеспечения полного цикла основной и вспомогательной деятельности. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется Концепция развития воздушного транспорта. Основой Концепции является отраслевая схема развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 года с прогнозом до 2025-го. Основная задача отраслевой схемы – формирование на территории Санкт-Петербурга транспортного авиационного узла, включающего в себя аэропорт Пулково, аэродром Левашово, аэродром Бычье Поле, объекты аэронавигационного обеспечения полетов, связи с воздушными судами и контроля воздушного пространства. В соответствии с отраслевой схемой, предполагается размещение 23 объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории 12 районов Петербурга. Предусматривается также развитие аэродрома на острове Котлин для обслуживания легкой и сверхлегкой авиации. На сегодняшний день маршрутная сеть пассажирского транспорта Санкт-Петербурга состоит из: · 5 линий метрополитена (протяженность эксплуатационного пути – 110,3 км, 64 станции, 69 вестибюлей, и 7 пересадочных узлов); · 39 трамвайных маршрутов; · 44 троллейбусных маршрутов; · 351 автобусный маршрут с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах; · 330 автобусных маршрутов с посадкой и высадкой в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте; · сети железной дороги (80 станций и остановочных пункта пригородного пассажирского хозяйства в черте административных границ Санкт-Петербурга). Таксомоторные перевозки: · 85 юридических лиц и индивидуальных предпринимателя, заключившие договор с Комитетом по транспорту, общее количество таксомоторов индивидуального пользования составляет – 1645 автомобилей, оборудованных единым опознавательным знаком «Такси Санкт-Петербурга». · социальное такси – 33 таксомоторных компании, количество аккредитованных автомобилей составляет 1178 единиц. · Самой компании это не интересно напрямую, так как у них есть собственной подразделение занимающиеся транспортировкой продукции, однако это является положительным моментом для покупателей, которые беспрепятственно могут добраться до места продаж. | 5 |
| 5.2. Электро-, энерго-, водоснабжение. | В Санкт-Петербурге и ЛО обслуживают и управляют жилым фондом 416 - управляющих компаний, 1474- товариществ собственников жилья, всего — 3050 организаций, которые предоставляют услуги тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения. Их работа достаточно эффективна и не вызывает проблем для компании. | 4 |
Угрозы для бизнеса
| Наименование факторов | Содержание факторов | Оценка | |||
| 1. Экономическая среда: | |||||
| 1.1. Инфляция | Наблюдается высокий уровень инфляции, провоцируемый, главным образом, ростом цен на продукты питания и первой необходимости, топливо. | -5 | |||
| 1.2. Состояние банковского сектора | Не влияет сильно на саму организацию, которая даже в нестабильном состоянии банковского сектора продолжает расширять ряд продаваемой продукции. | -1 | |||
| 1.3. Государственная экономическая политика | Общее ужесточение налоговой и экономической политики государства, но на организацию, работающую в продовольственной сфере это не оказывает сильного влияния. | -2 | |||
| 2. Социальная среда: | |||||
| 2.1. Механическое и естественное движение населения | Наблюдается миграционный приток населения из других субъектов РФ, а также иностранцев (часто нелегально). | -3 | |||
| 2.2. Личный доход | Санкт-Петербург является одним из самых затратных городов для проживания, уступая Москве и некоторым другим Российским регионам (в которых цены и заработные платы существенно отличаются, например, Камчатка). Несмотря на достаточно высокий минимальный размер оплаты труда, этого не всегда хватает. | -3 | |||
| 3. Экологическая среда: | |||||
| 3.1. Состояние флоры и фауны | Достаточно плохое, является 3-м по загрязненности воздуха, в основном за счет автомобильных выхлопов, однако само производство располагается в экологически чистом Лосево, что является преимуществом. (!) | 5 | |||
Анализ внешней микроэкономической среды компании ОАО "Лосево"






