Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 1 и рис. 2. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 3 и рис. 4. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:
| № п/п | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
| 1 | Существительные | |
| 2 | Глаголы | |
| 3 | Прилагательные в обычной форме | |
| 4 | Прилагательные в сравнительной форме | |
| 5 | Прилагательные в превосходной форме | |
| 6 | Наречия | |
| 7 | Местоимения | |
| 8 | Союзы | |
| 9 | Предлоги | |
| 10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи;
8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи;
6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи;
4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи;
2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи;
0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.







