Тема: «Учимся определять пространственные отношения: на, над, под».
Цель: создание условий у учащихся для уточнения пространственных отношений: на, над, под.
Задачи:
- уточнить пространственные отношения: на, над, под;
- закрепить представления о сложении как объединении предметов;
- развивать наблюдательность, внимание, речь учащихся.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал – картинки с изображением овощей (моркови, помидоров, капусты, редиса, огурцов); картинка с изображением Буратино.
Раздаточный материал – карандаши, шарики.
Ход занятия:
Пространственные отношения: на, над, под.
1) Уточнение пространственных отношений: на, над, под.
На столе у учащегося – карандаш и кубик. Педагог предлагает учащемуся задание:
- Возьми карандаш. Положи карандаш …..стол. Тебе понятно, что надо сделать? Почему? (Не понятно. Не сказано, куда положить карандаш, нет уточняющих слов).
- Положи карандаш на стол, подержи его над столом, под столом.
- Положи шарик на стол, подержи его над столом, под столом.
|
|
- Какие слова помогают тебе понять указание?
2) Игра: «Вспомни и назови».
На столе картинки с изображением овощей.
Вспомни и назови, какие овощи растут под землей, на земле, над землей?
Аналогично вместо названий овощей можно повторить названия транспортных средств: подземный, наземный, воздушный.
3)Задание № 1.
Учащейся выполняет задание с комментированием. При его выполнении уточняются отношения «на-над-под», развивается речь. Дополнительно можно поставить вопрос:
- Что или кого ты хотел бы подрисовать?
Закончить рисунок учащейся может дома по желанию.
4)Задания № 2-3.
Задания выполняются самостоятельно по инструкции педагога.
Физкультминутка: «Буратино».
Буратино потянулся, раз-нагнулся, два - нагнулся
Рук и в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на мысочки встать.
Закрепление представлений о сложении групп предметов.
Задание № 4.
- Буратино дали задание: сложить картинки из первого и из второго мешка. Давай ему поможем. Из каких предметов состоит первая часть? (цветок и флажок).
- Назови вторую часть. (рыбка).
- Что получится в сумме, когда мы сложим обе части? Нарисуй целое. (цветок, флажок, рыбка).
- Изменится ли целое, если поменять части местами? (учащейся высказывает свои предположения).
- Давай проверим. Что мы теперь нарисуем в первом мешке, во втором? (теперь первая часть – рыбка, вторая – цветок и флажок).
- Какая получилась сумма? Что ты заметил? (получилось тоже самое: рыбка, цветок и флажок. Если части меняются местами, целое не изменяется).
Вторую часть задания можно использовать для самостоятельной работы. Фигуры геометрического лото можно выкладывать на моделях мешков.