Протокол психодиагностического обследования

Практикум по теме: Психодиагностика памяти

Цель: изучение методик, диагностирующих основные виды памяти, тип и динамику запоминания, эффекты памяти.

Методические указания:

Память – это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память состоит из основных взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

Выделяют различные виды памяти. По критерию характера психической активности, преобладающей в деятельности, различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную.

По критерию – продолжительность закрепления и сохранения материала – дифференцируют на долговременную и кратковременную  

Также следует различать механическое запоминание (не опирающееся на логику) и смысловое запоминание (опирающееся на логические способности к нахождению определенной закономерности и смысла в информации).

Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

- объем – количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала;

 - точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения сохранять и воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом;

- прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала;

- скорость запоминания – время и число повторений, необходимые для полноты запоминания определенного объема материала;

- мобилизационная готовность памяти – способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал.

Профес­сиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста. Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, прави­ла расчетов, принципы решения технических задач. Врачу необхо­димо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Учителю необходимо не только правильно излагать основное содержание материала, но и дополнять его разнообразными науч­ными фактами, почерпнутыми из различных источников.

Основные методы исследования памяти можно разделить на две ключевые группы:

1. Методы исследования непосредственной памяти. Эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала.

2. Методы опосредованного запоминания. С помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала.

 Для исследования процессов памяти разработан ряд классических методов исследования:

Задание:

Провести диагностику основных видов памяти на основе нижеприведенных методик и оформить в виде протокола по следующему алгоритму:

Протокол психодиагностического обследования

Предмет исследования: (указать вид памяти)

Цель исследования: определение особенностей(указать вид памяти)

Методика исследования: (указать название методики)

Объект исследования: (указать пол, возраст испытуемого)

Результаты исследования:

Выводы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: