Практикум по теме: Психодиагностика памяти
Цель: изучение методик, диагностирующих основные виды памяти, тип и динамику запоминания, эффекты памяти.
Методические указания:
Память – это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память состоит из основных взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Выделяют различные виды памяти. По критерию характера психической активности, преобладающей в деятельности, различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную.
По критерию – продолжительность закрепления и сохранения материала – дифференцируют на долговременную и кратковременную
Также следует различать механическое запоминание (не опирающееся на логику) и смысловое запоминание (опирающееся на логические способности к нахождению определенной закономерности и смысла в информации).
|
|
Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
- объем – количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала;
- точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения сохранять и воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом;
- прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала;
- скорость запоминания – время и число повторений, необходимые для полноты запоминания определенного объема материала;
- мобилизационная готовность памяти – способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал.
Профессиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста. Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, правила расчетов, принципы решения технических задач. Врачу необходимо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Учителю необходимо не только правильно излагать основное содержание материала, но и дополнять его разнообразными научными фактами, почерпнутыми из различных источников.
Основные методы исследования памяти можно разделить на две ключевые группы:
1. Методы исследования непосредственной памяти. Эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала.
|
|
2. Методы опосредованного запоминания. С помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала.
Для исследования процессов памяти разработан ряд классических методов исследования:
Задание:
Провести диагностику основных видов памяти на основе нижеприведенных методик и оформить в виде протокола по следующему алгоритму:
Протокол психодиагностического обследования
Предмет исследования: (указать вид памяти)
Цель исследования: определение особенностей(указать вид памяти)
Методика исследования: (указать название методики)
Объект исследования: (указать пол, возраст испытуемого)
Результаты исследования:
Выводы: