VII. Закрепление умения составлять геометрические фигуры, развитие мелкой моторики, логического мышления

– Вот мы и пришли в Город геометрических фигур. Кто нас встречает? Какое настроение у фигур? Злой волшебник сломал в городе все домики, а жителей заколдовал. Мы можем их спасти, если выполним трудные задания. Готовы? Начали.

- Пальчиковые упражнения: “Ёлочка”, “Лесенка”, “Птичка”.

- Из пяти палочек выложите два треугольника.

- Сложи квадрат из частей.

- Какая фигура получится, если все возьмёмся за руки?

VIII. Динамическая пауза под аудиозапись песни “Встаньте, дети, встаньте в круг…”.

IX. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

– Волшебник спрятал фигуры в этом мешочке. Фигуру на ощупь узнай, назови и достань.

– Фигурки спасены, но их домики разрушены. Давайте поселим фигуры в новые домики.

X. Развитие умения классифицировать фигуры по двум признакам: цвет и форма.

– В красном обруче будут жить все красные фигуры, а в зелёном обруче – все квадраты.

– Посели фигуру в домик и объясни. Все геометрические фигуры поселились в новых домах, они вам очень благодарны и подарили картину-загадку.

XI. Развитие логического мышления.

– Найди лишнюю фигуру и объясни, почему она не подходит к остальным?

XII. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Кто на занятии был самым внимательным? Молодцы!

 

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Впереди, сзади, между"

Цели.

  1. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
  2. Закреплять счет в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.
  3. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, форма, размер) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: кукольный театр к сказке “Репка”, две картинки для формирования пространственных отношений (из серии “Что изменилось?”), цифры 1-5, набор геометрических фигур.

Раздаточный: карточки с цифрами 1-5, набор геометрических фигур.

Ход занятия

I. Формирование пространственных представлений: впереди, сзади, между.

Игра “Репка”.

Воспитатель читает детям сказку “Репка”, по ходу действия выставляя персонажи кукольного театра друг за другом, и задает вопросы:

- Кто впереди? Кто сзади?

- Кто стоит за бабкой?

- Кто впереди кошки?

- Кто стоит между бабкой и жучкой? и т.п.

Игра “Найди свое место”

Воспитатель вызывает 3-4 ребенка и предлагает выполнить задания с использованием терминов “впереди”, “сзади”, “между”.

II. Закрепление пространственно-временных отношений.

Игра “Что изменилось?”

Воспитатель показывает детям сначала одну картинку и задает серию вопросов по ней:

- Какое время года изображено на картинке?

- Почему вы так думаете?

- Что находится справа от домика? Слева? Между домиком и деревом? и пр.

- Кто из героев сказки “Репка” не изображен на картинке?

Затем выставляется вторая картинка. Дети объясняют, чем одна картинка отличается от другой (например, временем года, отсутствием одного персонажа и наличием другого, расположением предметов и т.д.)

III. Физкультминутка.

Все выходят по-порядку!
Раз-два-три-четыре-пять!
Дружно делают зарядку!
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед!








IV. Геометрическое лото.

Дети садятся за столы. У каждого наборы геометрических фигур двух форм и двух размеров (например: два больших красных квадрата, маленький синий круг, большой зеленый квадрат).

- Пошла как-то внучка на речку и нашла на бережку красивые камушки. Нравятся они вам? - Покажите большой красный квадрат. Маленький синий круг. Большой зеленый… треугольник! Молодцы! Не попали в ловушку!

- Посчитайте, сколько зеленых камушков? (Один)

- Сколько квадратов? (Два)

- Сколько красных фигур? (Три)

- Сколько больших? (Четыре)

- Сколько всего фигур? (Пять)

Дети отбирают нужные фигуры, пересчитывают и называют их число. Затем один ребенок выбирает из набора цифр подходящую и выставляет на фланелеграфе.

- Возьмите большой красный круг и большой зеленый квадрат. Расскажите, что у этих фигур общего и чем они отличаются. (Одинаковый размер, разные цвет и форма)

V. Игра “На что похожа цифра?”

Воспитатель показывает детям нарисованные на листах бумаги цифры, и спрашивает, на что они похожи. Выполняя задание воспитателя, дети вспоминают стихи о цифрах.

Цифра 1

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица. (С. Маршак)

Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок. (Г. Виеру)



Цифра 2

А вот это – цифра 2,
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. (С. Маршак)

Два похожа на утенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой. (Г. Виеру)






Цифра 3

А вот это - посмотри,
Выступает цифра три!
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков. (С. Маршак)

Это – месяц дугой,
Ниже – месяц другой.
А теперь, посмотри,
Получилась цифра три! (В. Бакалдин)







Цифра 4

За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)

Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире,
Стал похож он на четыре. (В. Бакалдин)




Цифра 5

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5!
Руки вправо протянула,
Ножку круто изогнула! (С. Маршак)

На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать? (Г. Виеру)

Затем можно предложить детям по желанию в свободное время создать свой образ этих цифр – дорисовать картинки.

 

Программное содержание:

  • Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи.
  • Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 20 без перехода через десяток.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >; ориентироваться в плоскостном расположении геометрических фигур, понимать смысл выражений «внутри фигуры», «вне фигуры».
  • Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память.
  • Воспитывать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.

Демонстрационный материал: карта с островами, указка, буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы, наборное полотно, картина - льдина, 16 штук пингвинов.

Раздаточный материал: листок с цифрами, листок с примерами, листок с бусами, листок с геометрическими фигурами, листок с таблицами. Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Предварительная работа: игры «Живая неделя», с подгруппой детей игра «Считай обратно».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Структура занятия:

  1. Организация детей.
  2. Работа на листе бумаги.
  3. Сюрпризный момент.
  4. Решение задачи.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Решение примеров.
  7. Физкультминутка.
  8. Ориентировка на плоскостном расположении фигур.
  9. Логическая задача.
  10. Сравнение чисел <, >.
  11. Логическая задача.
  12. Работа с таблицей с шестью рядами.
  13. Итог.

Организация детей: дети сидят за столами.






ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране «Математика». Эта страна состоит из небольших островов, на каждом живут свои сказочные обитатели - волшебники. Им нравится, когда бывают гости и они любят задавать вопросы, разные задания. Я думаю, это вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (предложения детей). А на чем мы действительно отправимся, вы узнаете, когда выполните задание. (Приложение 1).

- Возьмите листы под номером 1. Там поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями от 13 до 1. А в конце соединить последнюю точку с первой.

Воспитатель: Что получилось?
– На чем отправимся в путешествие? (Ответы детей).

– У всех получился кораблик?

– За правильно выполненное задание я вам дарю букву...? (Воспитатель показывает, дети угадывают – буква «М»).

Воспитатель: Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будете получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

– Отправляемся в путь. Полный вперед! Пока мы плывем до первого острова, скажите мне, какой сегодня день недели? Если сегодня среда, то вчера какой был день недели? Какой день недели будет через два дня? Сколько выходных дней в неделе?

Воспитатель: Мы приплыли на остров под номером 1.

Голос волшебника (в магнитной записи).

– Здравствуйте, дети! Я волшебник, хозяин острова «Задачи», приветствую вас. Добро пожаловать на мой остров. Я хочу проверить, как вы умеете составлять и решать задачи.

Воспитатель: Покажем волшебнику?

Я выставляю картину с изображением моря и льдины. На ней пингвины: 13 и подальше 3 пингвина.

– Что нарисовано на картине? (море, льдина, на ней пингвины)

– Составьте задачу на льдине по этой картине, (на льдине плыли 13 пингвинов, к ним присоединились еще 3 пингвина. Сколько всего стало пингвинов?)

– Повторите условие задачи?

– Повторите вопрос задачи.

– Как мы узнаем, сколько всего стало пингвинов? Нужно к 13 прибавить 3 и получится 16).

– Запишите решение задачи. (13+3=16) Прочтите.

– (Обращение к детям). А ты как написала? Почему? Поднимите руку у кого так же.

– Назовите ответ задачи (на льдине стало всего 16 пингвинов).

– А ты как думаешь? А у тебя какое число получилось?

Голос волшебника:

– «Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву... (О).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше к следующему острову под номером 2. (Показываю указкой).

– Пока мы плывем, давайте немного отдохнем (пальчиковая гимнастика).

«Кулачки мы вместе сложим
Нашим пальчиком поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем».

Воспитатель: Вот и доплыли до следующего острова.

Голос волшебника:

– «Здравствуйте, дети! С вами говорит хозяин острова «Примеры». Я хочу узнать, как вы умеете решать примеры. Вы помните мои задания?».

– Возьмите листок под номером 2. Переверните его. Слушайте внимательно задание. В первом столбике вы должны поставить знаки «-» или «+». Во втором столбике примеров вы должны найти сумму, а в третьем столбике найти второе слагаемое.

Воспитатель: Дети» Какой знак поставим в первом примере? Почему вы поставили знак «-»?

– А ты какой знак поставил? Почему?

– У кого по-другому?

– Какой знак поставили во втором примере? Почему? У всех так?

– Прочитайте примеры во втором столбике. Что здесь надо было найти? (сумму).

– Назовите сумму следующего примера.

– У кого не так? Поднимите руки.

– Проверяем третий столбик.

– Какую цифру написали в пустой клетке. Даша, а у тебя какая? А что написал ты? Почему?

– Назовите 2-ое слагаемое следующего примера. Почему 4? (Приложение 2).

Голос волшебника:

– «Хорошо справились с моим заданием. Постарались. За это я вам дарю букву... (Л)».

– А мы отправляемся дальше к следующему острову под номером 3 (Воспитатель показывает). Пока мы плывем, предлагаю немного отдохнуть.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: