Структура проблемного обучения (основные звенья)

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Структурной единицей проблемного обучения следует считать проблемную ситуацию и процесс ее разрешения. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Проблемная ситуация – это интеллек­туальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему быва­ет сложно объяснить какое-то явле­ние, факт, процесс, невозможно до­стичь цели известными способами. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознани­ем проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и реше­нием.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для студентов. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики условия возникновенияпроблемных ситуаций, общие для всех учебных дисциплин:    

- проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

- проблемные ситуации возникают при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

- проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

- проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.        

Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструмен­том педагога, необходимо знание классификации проблемных ситуаций. В литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуа­ций (A.M. Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, Р.А. Хабиб, Д.В. Вилькеев, М.И. Кругляк, К..К. Бабанский), причем для них ис­пользуются различные основания.

Проблемная ситуация

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: