Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование.
Проектирование.
Средства решения проблемной ситуации (проблемы)
Эксперимент.
Работа с информацией (текстовой, визуальной и др.).
Наблюдение.
Моделирование. Формы работы учащихся
Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.).
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы: построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств); отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем); учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы; наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность. |
Экскурсия.
Лабораторный опыт.
Теоретическая работа в группе.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
|
|
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю студентов на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Таким образом, проблемное обучение развивает творческую активность и самостоятельность студентов, включает их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателей и студентов, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности. Оно, как указывалось, соответствует социальному заказу, природе развивающегося научного знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности, и развивающего обучения в частности.
|
|
Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) может быть представлена следующим образом.
Новые ЗУН, СУД |
Новые ЗУН, развитая СУД |
Информация |
Решение проблемы |
¥ Преподаватель |
Помощь |
Проблема (осознание неизвестного) |
Педагогическая проблемная ситуация |
Психологическая проблемная ситуация |
Студент
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Остановимся на формах организации учебных занятий.
Центральное место в системе вузовского обучения занимает лекция.
Проблемная лекция чаще всего начинается с вопроса, с постановки проблемы, а дальнейшее изложение учебного материала подается как решение обозначенной проблемы.
Назовем некоторые из таких приемов. 1. Создание проблемной ситуации в самом начале лекции как введение в новую тему. 2. Привлечение студентов к составлению плана лекции. 3. Привлечение студентов к определению главной идеи лекции. 4. Подбор определенных высказываний известных ученых. 5. Ознакомление с историей научной проблемы и поиском ее решения. 6. Предоставление студентам возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения. 7. Заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений. 8. Показ видеосюжетов (схем, рисунков, чертежей) с постановкой вопросов перед показом. 9. Проведение опытов, наблюдений. 10. Формулирование гипотезы и организация исследования с целью создания проблемной ситуации. 11. Побуждение студентов к обобщению фактов. 12. Постановка вопроса, имеющего несколько ответов или способов решения. 13. Неполное изложение интересного для студентов материала с предложением самостоятельно изучить указанную литературу. 14. Привлечение студентов к высказыванию прогнозов. |
Лекция становится проблемной при выполнении двух условий.
1. Содержание учебного материала отобрано и структурировано с учетом принципа проблемности (преподавателем разработана система учебных проблемных задач, отражающих основное содержание лекции).
2. Принцип проблемности реализован при развертывании этого содержания непосредственно на лекции (лекция построена как диалогическое общение преподавателя со студентами в ходе разрешения поставленных проблем).
Учебные проблемы, которые ставятся на лекции, определяются содержанием изучаемого предмета, их значимостью для усвоения нового материала. Они должны быть доступными для студентов по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, способствовать развитию их личности – общему и профессиональному.
|
|
Для создания проблемных ситуаций на лекции можно использовать научные и методические приемы.
Научные приемы предполагают знакомство студентов с реально существовавшими или существующими научными проблемами, показывают пути их разрешения. Методические приемы предполагают привлечение студентов по ходу лекции к отдельным аспектам проблемы.
На проблемной лекции преподаватель организует диалогическое общение в ходе изучения теоретического материала. Диалог – необходимое условие для развития мышления студентов, так как мышление диалогично по способу своего возникновения (А.М. Матюшкин). С помощью постановки проблемных и информационных вопросов (выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью) преподаватель привлекает слушателей к дискуссии, совместному размышлению. Чем больше степень диалогичности лекции, тем легче достигаются результаты обучения, тем больший развивающий, воспитывающий и обучающий эффект она дает.
Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается организацией взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов. Преподаватель приходит на лекцию не как «законодатель», а как собеседник, стремящийся «поделиться» со своими слушателями знаниями. Основной его задачей является не столько передача информации, сколько приобщение студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения (А.А. Вербицкий). Лектор не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
Преподаватель ставит вопросы к изучаемому материалу и отвечает на них; побуждает возникновение вопросов у студентов и стимулирует поиск ответов на них по ходу лекции; подводит студентов к самостоятельным выводам, делая их соучастниками процесса поиска путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем, и добивается того, чтобы студент думал совместно с ним. В этом случае в аудитории возникает обстановка интеллектуальной напряженности, сопереживания, соразмышления.
|
|
Общение на лекции может строиться как живой диалог или как внутренний. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем формулируют вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для того, чтобы найти ответы на них в ходе обсуждения с другими студентами или после индивидуальной консультации с преподавателем.
На проблемной диалогической лекции преподаватель использует заранее составленные проблемные и информационные вопросы.
Проблемные вопросы нацелены на еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, целенаправленный мыслительный процесс. Ответ на эти вопросы не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в предъявленной информации. Информационные вопросы обращены к уже имеющимся у студентов знаниям и позволяют актуализировать последние, что необходимо для понимания проблемы и начала умственной работы для ее разрешения. Сочетание проблемных и информационных вопросов позволяет преподавателю развивать мышление студентов, учитывая индивидуальные особенности каждого.
При моделировании семинарского занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что студентам необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное семинарское занятие проводится в разных формах. Мы разработали одну из эффективных фор – блоковый проблемный семинар.
Правила моделирования проблемно-блокового семинара следующие:
1. При конструировании блокового семинара содержание разбивается на 3-4 логические части.
2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.
3. Каждый проблемный вопрос на занятии звучит трижды, но с разной дидактической целью: а) актуализация знаний; б) осознание и осмысление учебной информации; в) закрепление новых знаний.
4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.
5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает преподаватель.
8. На этапе диагностического контроля преподаватель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если студент демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
Предлагаем описание моделей проблемно-блокового семинара, основная цель которого – научить студентов раскрывать логику решения проблемных задач, потренировать их в запоминании логики решения проблемной задачи, подготовить студентов к её самостоятельному решению.
Подводя итог, отметим, что проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Проблемы возникают тогда, когда сложившееся положение дел противоречит потребностям общества или человека.
Конечная цель обучения – научить студентов видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность студентов выступает таковою прежде всего в процессе познавательной деятельности.
Итак, субъект начинает мыслить только оказавшись в проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это осознанное субъектом затруднение, противоречие, пути преодоления которого надо искать.
Такой способ и представляет собой проблемная (познавательная, поисковая, исследовательская) задача, проблемный вопрос. В момент предъявления задачи и происходит сопряжение объективных противоречий изучаемого материала с субъективными познавательными противоречиями, переживаемыми личностью. Личность оказывается в состоянии проблемной ситуации. Чтобы выйти из этого состояния необходимо решить проблемную задачу.
6.
3. ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
7.
8.
ГЛАВНОЕ: 1. История развития идеи проектной деятельности. 2. Основные принципы и цели проектирования. 3. Типологии проектов. 4. Основные этапы проектирования. 5. Основные требования к использованию технологии проектирования. 6. Специфика форсайт-проектов. |
Метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи считал, что опыт и знание обучающийся должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов. Затем идеи проектной деятельности реализовывали в практике последователи Дьюи Уильям Килпатрик и Елена Паркхерст (США, начало XX в.). Метод приобрел известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.
Всякое знание превращается деяние. В.Н. Сорока-Росинский |
В конце XX в. интерес к идеям Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности обучающихся.
Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.
С точки зрения обучающегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер; принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения преподавателя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить:
- поиску нужной информации;
- планированию и целеполаганию деятельности;
- проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению);
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.
Проектная технология - это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательных презентацией этих результатов.
Монопредметный проект осуществляется в рамках одного предмета. Приведем примеры монопредметных проектов: - Образы цветов в творчестве А. С. Пушкина. - Словарь природных понятий у А. С. Пушкина: цветы, явления стихий. - Этикет, моды, праздники пушкинского времени. - Символика цвета в произведениях Гаршина. - Цветовая лексика в поэме М. Лермонтова «Демон». - Образ луны в лирике И. Бунина. - Хронотоп в урбанистический период ранней лирики В. Маяковского. - Функция чисел в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. - Образ солнца в лирике К. Бальмонта. - Номер газеты. - Личная программа развития: мой первый проект. - Дополнение к учебнику. - Словарь терминов. - Составление кейсов. - Кодекс чести университета. |
- добровольность;
- учет возрастных, психологических, творческих особенностей обучающихся;
- учет региональной специфики: интеграция учебной и внеклассной деятельности;
- системность.
Цели проектирования в обучении:
- развитие творческого потенциала личности обучающегося, самостоятельности;
- развитие интеллектуальных умений делать обоснованные выводы, аргументировать выдвигаемые положения, решать проблему и др.;
- развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.
В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания социальных явлений и процессов.
Развиваются умения:
-
Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Межпредметные проекты решают проблему итерированного обучения, осознания обучающимися межпредметных связей. На примере филологических исследований (литература и французский язык): - «Пиковая дама» А.С. Пушкина в переводе П. Мериме (сравнительно-сопоставительный анализ). - Французская речь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». - Сравнительный анализ басен Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова. На примере философско-филологических исследований (в жанре эссе): Маленькие трактаты «О прекрасном» (ужасном, трагическом; о лжи; об истине...). На примере литературно-математических трактатов: «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. Проблема числа и смысла в литературе и математике XIX в.». Темы для групповых исследований, позволяющие установить межпредметные связи (литература — этнография — история — психология): - Региональные различия в одежде русского крестьянства XIX в. по материалам литературы. - Образ Бабы-Яги в русских сказках. - Этнические особенности. Их причины и закономерности. Надпредметный проект выходит за рамки учебных дисциплин. Например, «Роль Интернета в современной жизни человека». |
- поиска и отбора необходимой информации;
- моделирования ситуации;
- рассмотрения стратегий и вариантов действий;
- принятия решений;
- выбора стратегии поведения;
- коммуникативных навыков;
- отделения фактов от оценок и мнений;
- проведения социологических исследований;
- умения работать с источниками.
Оформляется отношение к ценностям:
- ответственного принятия решений;
- терпимости;
- компромиссу;
- активности участия в общественной жизни;
- сознательному отношению к процессам, протекающим в обществе;
- стремлению к образованию и самообразованию в предметной области;
- готовности к улучшению общественной жизни.
Актуальным является вопрос о типологии проектов. Одна из самых распространенных классификаций проектов основана на области знаний, так, различают мононредметные, межпредметные и наднредметные проекты.
Вторая типология основана на приоритетном виде деятельности:
– игровые
– информационные
– исследовательские
– прикладные
– ролевые
При выполнении информационных проектов предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы:
I - проводит социологические исследования;
II - занимается изучением материалов средств массовой информации;
III - входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации.
Важно определить примерный перечень источников информации:
- средства массовой информации;
- библиотеки;
- научные работники, преподаватели вузов, специалисты, учителя;
- юристы;
- административные органы (департаменты, отделы, комитеты и т. п.);
- законодательные органы;
- другое.
Примером информационного проекта является проект «Москва и москвичи».
Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Примеры:
- документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
- программы действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, организации);
- проект закона;
- справочный материал;
- словарь;
- учебное пособие;
- проект школьного двора, зимнего сада и т. д.
Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
Также проекты различают по времени их осуществления: краткосрочные (2-8 часов), среднесрочные (10-17 часов), долгосрочные, требующие значительного времени для выполнения.
Рассмотрим основные этапы проектирования на примере реализации социального проекта.