Символический капитал города

ВВЕДЕНИЕ

Великий Новгород – древнейший российский город, который имеет богатое культурно-историческое наследие. Благодаря этому у него сформировался положительный имидж, который базируется на символическом капитале. Это те значимые элементы территориальной среды, которые обеспечивают месту узнавание, известность, престиж, доверие к нему со стороны различных социальных групп.

Великий Новгород в сегодняшнем сознании его жителей ассоциируется с археологическими раскопками, берестяными грамотами, средневековыми храмами, военными потерями XX в., Варяжским путем, а также с Ганзейским союзом. Великий Новгород – столица русской Ганзы, в 2009 году здесь проходили XXIX международные «Ганзейские дни Нового времени», а сам город является столицей русской Ганзы. Среди новгородской общественности Ганза является центральным символическим маркером, определяющим уникальность города. Но Ганза оказывается и тем символическим инструментом, который ежегодно привлекает в город немалое количество туристов. Однако есть проблема в том, что ганзейская тема раскручивается не регулярно, стихийно, лишь к началу туристического сезона, а в осенне-зимний период оказывается совершенно невостребованной.

На наш взгляд, Ганза – это ключевая имиджеобразующая «фишка» Великого Новгорода. Эту тему и связанные с ней образы, символику, историю необходимо популяризовать не от случая к случаю, а планомерно, в течение всего года. Это нужно для того, чтобы местные жители не забывали этот знаковый период жизни Новгорода, туристы приезжали регулярно, а также для создания ярких, запоминающихся ассоциаций с данной территорией во внешней среде.

В рамках работы планируется освещение следующих аспектов:

1) Символический капитал Великого Новгорода

2) Разработка SWOT-анализа проекта

3) Разработка стратегии PR-кампании и мероприятий

4) Финансирование для реализации проекта

Объектом является ганзейская тема как составляющая символического капитала Великого Новгорода.

Целевая аудитория - туристы и гости Великого Новгорода, а также местные жители (от 25 до 60 лет).



Глава 1. Великий Новгород как туристический город

Исторический аспект

Одни из самых популярных туристических мест в городе – это исторические памятники, церкви и монастыри. Большинство из этих объектов были возведены много веков назад, но остались в сохранности и сейчас создают облик  города с богатым историческим прошлым.

В Великом Новгороде большое количество исторических памятников, которые с 1992 г. по решению ЮНЕСКО признаны всемирным наследием: Новгородский Детинец, Ярославово Дворище, Знаменский собор, Антониев монастырь, Юрьев монастырь и т.д.

Великий Новгород основан в 859 г. На Рюриковом городище – одной из главных достопримечательностей  зарождалось Российское государство. Здесь находилась резиденция Рюрика, основателя первой русской княжеской династии, призванного новгородцами на правление в 862 г. В 1044 г. был заложен Новгородский кремль, а в 1433 году возведена Грановитая палата.

Одно из важных исторических событий – обнаружение первой берестяной грамоты в средневековой Руси. С 1951 г. берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями, к 2017 г. новгородских берестяных грамот насчитывалось более 1100.

В  XIV-XVI вв. Новгород был крупнейшим торговым партнёром средневековой Ганзы в Восточной Европе. Ганза – это объединение торговых городов северной Европы, существовавшее в XII-XVII веках, которое регулировало торговлю многих стран.

Торговый Ганзейский союз распался в 1862 г., а  в 1980 г. была основана организация «Ганзейский союз Нового времени», к которой в 1993 г. присоединился Великий Новгород.  «Новая Ганза» поставила перед собой задачу сохранить ганзейский дух общего образа жизни и культуры в ганзейских городах, внести вклад в экономическое, культурное, социальное и политическое единство Европы.

С тех пор ганзейская тема реализовалась в различных местах и мероприятиях. В 2009 г. в городе прошли XXIX международные «Ганзейские дни Нового времени». Помимо этого, в городе проходило много ганзейских мероприятий: «Ганзейская неделя», медиафорум «Россия и Ганза», презентация фильма «Русская Ганза. Взгляд сквозь время…», журналистский конкурс «Ганза – связь времен».

 

Символический капитал города

 

Специалист по менеджменту и рекламе Л. Млечко при анализе имиджевого ресурса определенного географического объекта в развитии территориального брендирования перечисляет такие конструкты символического капитала места, как «образ города, знаковое место, локальный миф, городской символ». Символический капитал места – это важнейший ресурс успешного развития территорий в условиях растущей конкурентной борьбы между городами и регионами за привлечение потенциальных туристов, инвесторов и талантливых жителей.

У Великого Новгорода есть несколько городов-конкурентов в сфере туризма. Например, Нижний Новгород, с которым его часто путают. Помимо созвучия в названиях, у Нижнего есть  и другие, более важные символические преимущества: город этот также древнейший (Новгорода старше всего на два века) и имеет богатое культурно-историческое наследие. Здесь тоже есть Кремль из красного кирпича, много лесопарковых зон.

Старая Ладога – еще один конкурент с исторической точки зрения. Согласно некоторым спискам «Повести временных лет» именно в Ладоге сначала «сел княжить» Рюрик. Во время празднования своих юбилеев общественность Старой Ладоги пыталась этот факт всячески «раскрутить».

Накопление и поддержание символического капитала места может осуществляться в различных формах и конфигурациях в зависимости от региональной специфики. Символический капитал Великого Новгорода выражается в таких ресурсах:

- памятные места (Рюриково городище, Монумент Победы, Антониев монастырь, Десятинный монастырь);

- известные личности (Рюрик, А. Невский, С. Рахманинов, Я. Мудрый, Г. Державин);

- мифология и связанные с ней сакральные архетипы, символика (например, миф о том, что Новгород (современный Великий Новгород) – это более позднее поселение, а Новгород из древних летописей – это нынешний Ярославль);

- природа и ландшафт территории (земляной вал, река Волхов, озеро Ильмень, новгородские болота;

- памятники, площади, архитектурные сооружения (памятник «Тысячелетие России», Софийский собор, Ярославово дворище, Витославлицы, Юрьев монастырь, Ганзейский фонтан, Ганзейский знак);

- историко-культурные события (археологические экспедиции, раскопка первой берестяной грамоты, открытие Ганзейского знака, Международные Ганзейские дни).

Большинство ресурсов – это различные памятники архитектуры и достопримечательности. Они создают представление о Новгороде как о древнем городе, который прошел многовековой исторический путь. А ганзейская тема как составляющая символического капитала Великого Новгорода помогает городу создать образ такого места, который находится в коммуникации с Европой, ценит историко-культурные связи. Это придает больше «международности», создает привлекательную среду для туристов и повышает репутацию города в глазах жителей. Поэтому важно как можно больше развивать и продвигать эту тему не только во время Ганзейской недели и празднования Ганзейских дней, но и в другое время.

Наиболее известные объекты Великого Новгорода, прочно связанные и ассоциирующиеся с Ганзой:

· Ганзейский фонтан, который стал символом «XXIX Ганзейских дней Нового времени», прошедших в Великом Новгороде в 2009 году. По периметру круга изображены в виде мозаики гербы 16 стран, входящих в Ганзейский Союз:

· Скульптура, изображающая два средневековых торговых судна, из которых вырастают деревья со сросшимися кронами:

· Указатель городов, входящих в Ганзейский союз:

· Объект на стене художественной галереи в Великом Новгороде в честь прошедших в 2009 году «XXIX Ганзейских дней Нового времени» в Великом Новгороде:

· Ярославово Дворище, расположенное на Торговой стороне Великого Новгорода:

Также имя Ганзы носит гостиница, ресторан и некоторые другие городские объекты. Это указывает на прочную связь символического капитала Великого Новгорода с Ганзейским союзом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: