Практическая работа №1 Развитие общества

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ по дисциплине

«Обществознание»

 

 

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Нижний Новгород

2019 г.

 

ОДОБРЕНА   Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин   Протокол № 1 От 28.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

 

Заместитель директора по

учебной работе

________________ / В.А. Долгов

 

Председатель предметной (цикловой) комиссией ________________ Т.С. Молгачева      

 

Автор:   ____________________   Молгачева Т.С. - преподаватель ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»  
  Рецензент: _________________     Храмов А.Е. - преподаватель ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»  

 

Содержание

 

стр.

Введение…………………………………………………………………………………...4

Практические работы:

Практическая работа №1 Развитие общества…………………………………………...6

Практическая работа №2 Глобализация человеческого общества…………………...11

Практическая работа №3 Цель и смысл жизни человека……………………………..15

Практическая работа №4 Научное познание…………………………………………..20

Практическая работа №5 Механизм государства……………………………………...24

Практическая работа №6 Личность и политика……………………………………….27

Литература………………………………………………………………………………..31

Введение

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание», к обучающимся предъявляются следующие предметные требования:

1. Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3. Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4. Сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5. Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6. Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7. Сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

 

Правила выполнения практических работ

1. Студент допускается к выполнению практической работы при отсутствии задолженности по предшествующей практической работе.

2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнить в тетради.

4. Студент самостоятельно изучает методические рекомендации по проведению практической работы, выполняет практическое задание по вариантам, отвечает на контрольные вопросы, оформляет отчет.

5. Отчет должен состоять из: номера и названия практической работы, цели работы, решения практического задания и вывода.

6.  Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

7.  Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

8. - Расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

9. - Сделан анализ проделанной работы и (или) вывод по результатам работы;

10. - Отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

11. Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой практических  работ после сдачи отчетов по работам.

 

 

Практическая работа №1 Развитие общества.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Экстенсивный путь развития - это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Революция - это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

Развитие общества - это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

Развитие - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.

Изменение - это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии.

Социальные изменения - это использование новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

Интенсивный путь развития - это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также индивидами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

- В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия:

социальное развитие;

......................................,

- Выделяются четыре вида социальных изменений:

структурные;

......................................,

......................................,

мотивационные.

- Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

:......................................,

единство противоположностей;

 ......................................,

- В зависимости от скорости протекания развитие бывает:

эволюционным;

......................................,

- Революции бывают:

......................................,

долговременные.

- К долговременным революциям относятся:

неолитическая революция;

......................................,

- В характеристике процесса развития применительно к экономике

выделяют:

......................................,

интенсивный путь развития.

Задание 3. Исправьте ошибки предложениях.

- Диалектика изучает искусство спора, диалога.

- Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.

- Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.

- Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в  средневековой христианской философии.

- Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.

Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалектики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирующие эти законы.

Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно... состоянии вмещать себя... противоречие и выдерживать его».    

Ф. Энгельс: «Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».

К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры. предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества».

К. Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

В. И.Ленин: «диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг друга».

В.Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (химических, физических и пр.) внешней средой, при обретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Однообразная масса становится разнородной».

М. Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходящее из противоречий их общения внутри их обособления в единичность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущности».

Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт

диалектики.

В. И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - "перерывы постепенности"; - превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как... учения о развитии».

Задание 6. Сравните точки зрения Г. Гегеля и Ф. Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития.

Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».

Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее революцию. Почему автор дает негативную оценку революции? Приведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения.

М. Райман: «Революция· - не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция - решение крайнее и болезненное, деструктивые аспекты доминируют... Революция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: