Практическая работа №4 Научное познание

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

Методология - это объективное изучение мира, независимо от взглядов и убеждений человека.

Метод - это научные предположения, истинность которых требует доказательств.

Гипотезы - это особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий  и выводов по данному вопросу в единую систему, это уже доказанные научные положения.

Научное познание - это способ решения познавательных задач.

Теории - это применение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания.

Обыденное познание - донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки.

Антинаучное познание - это вненаучное познание, использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки.

Мифология - это вненаучное познание, намеренно искажающее действительность.

Лженаучное познание - это вненаучное познание, включающее повседневный практический опыт человека.

Дедукция - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Индукция - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ - это такой метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного общему).

Синтез - это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Метод моделирования - это отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств.

Аксиома - это выделение общих признаков и свойств изучаемого объекта.

Метод обобщения - это создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон.

Абстрагирование - это утверждение, доказательства истинности которого не требуется.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные ниже понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

- Научное познание отличие от обыденного обладает следующими особенностями:

......................................,

применением специальных средств и орудий;

......................................,

спецификой научных знаний;

......................................,

особыми методами познавательной деятельности.

- К вненаучному познанию относятся:

мифология;

......................................,

......................................,

обыденное познание.

- В структуре научного познания выделяют два уровни

......................................,

теоретический.

- Общелогическими методами познания являются:

анализ;

......................................,

......................................,

дедукция;

......................................,

обобщение;

......................................,

моделирование.

- Модели могут быть:

материальными;

......................................,

- Элементами эмпирического познания являются:

......................................,

объект наблюдения;

- К теоретическим научным методам познания относятся:

метод формализации;

......................................,

......................................,

- Научные знания сложных исторически развивающихся объектах, которые чаще всего не могут быть воспроизведены опыте, могут быть получены с помощью следующих методов исследования:

исторического;

......................................,

Задание 3. Исправьте ошибки приведенных ниже предложениях.

- По мере развития научных знаний язык науки не изменяется.

- Специфика научных знаний состоит том, что их достоверность всегда может быть проверена опытным путем и применена на практике.

- Занятия наукой не требуют специальной подготовки, наличия базовых знаний навыков владения специальными средствами исследования, специального образования.

- Научное познание персонифицировано, по его результатам можно охарактеризовать личность исследователя.

- В основе логического метода лежит изучение реальной истории В ее конкретном многообразии, ВЫЯRJ1ение исторических фактов на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития; исторический же метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесс на высших стадиях его развития.

Задание 4. Как известно, философия является основой научного мировоззрения. Прочитайте высказывание Р. Декарта. Как вы объясните его взгляд на значение философской этики? Какова связь философии с другими науками?

«Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец».

Задание 5. Прочитайте высказывания. Почему Т. Гоббс считает, что философское мышление дано каждому человеку? На основе слов Г. Гегеля определите роль философии системе научного познания.

Т. Гоббс: «Философия - это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает каких-нибудь вещах».

Г. Гегель: «Философия - это эпоха, схваченная мысли»; «Постичь то, что есть, - вот в чем задача философии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: