Практическая работа №2 Глобализация человеческого общества

Задание 1. Допишите недостающие понятия.

- Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического пространства;

......................................,

......................................,

формирование единого языка;

унификация культуры;

......................................,

......................................,

- Глобальными проблемами являются:

предотвращение мировой ядерной войны;

......................................,

истощение природных ресурсов;

преодоление экологического кризиса;

......................................,

......................................,

распространение опасных, неизлечимых болезней;

......................................,

......................................,

- И. Валлеретайн выделил два типа стран:

развитые (ядро);

......................................,

Задание 2. Исправьте ошибки предложениях.

- С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.

- На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.

- В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая

цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.

- В настоящее время мы можем говорить формировании многополюсного мира.

- Отсутствие взаимодействии различных стран мира в экономической,

политической и культурной сферах получило название

«глобализация».

- С конца ХХ в. постепенно появляется территориальность как

принцип организации экономической и культурной жизни.

- В настоящее время в ряде с гран возникло и активно развивается

движение антиглобалисгон, которые выступают против сохранения

национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

- Глобальные проблемы порождены равномерностью общественного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложенную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите примеры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схему, показывающую это взаимодействие.

Задание 4. Прочитайте текст. Сформулируйте определение понятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому типу стран - развитых «ядро») или развивающихся ("периферия") - можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой ответ.

Т. Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мощные индустриальные страны завладели рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана база для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, поскольку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, дальнейшая поляризация развитых и развивающихся стран.

С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться вперед складывается сильный раскол между очень развитыми социальными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма типична. Например, половина Бразилии - это крестьяне, обрабатывающие свою землю вручную. Невдалеке же нередко расположены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу - необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх - совершенно другой мир. То есть для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала ХХ в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой традицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран - бывшие колонии. В начале ХХ в. России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеевропейским домом"».

Задание 5. Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?

О.В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал - неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».

Задание 6. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в  лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: