Работа 4. Динамика активности исследовательского поведения у крыс

Исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Оно выполняет важнейшую функцию — функцию развития, обеспечивая адаптацию организма к динамичному внешнему окружению, и в конечном итоге является гарантией выживания данного организма и вида в целом. У животных исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов. Исследовательская активность животных распределена во времени неравномерно. Максимальная активность наблюдается на начальном этапе исследования, причем, особенно важна первая минута, затем исследовательская активность у животных ослабевает.

Для работы необходимо: установка «открытое поле», секундомер, половозрелые крысы одного возраста и пола, содержащиеся в обычных условиях.

Ход работы. 1.Помещайте поочередно крыс в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение         5 мин.

2. Каждую минуту в ходе опыта регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности.

3. Результаты тестирования занесите в таблицу 14.  

Таблица 14

Изменение активности исследовательского поведения у крыс

Периоды наблюдения, мин.

Показатели исследовательской активности

№ животного

Среднее значение

1 2 3 4 5

0-1

ГДА            
ВДА            

1-2

ГДА            
ВДА            

2-3

ГДА            
ВДА            

3-4

ГДА            
ВДА            

4-5

ГДА            
ВДА            

 

Рекомендации по оформлению работы. На основании полученных данных постройте график зависимости активности исследовательского поведения от периода наблюдения. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о динамике активности исследовательского поведения, указав на какой период приходится пик исследовательской активности у крыс.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 5. Активность исследовательского поведения в зависимости от степени новизны раздражителя

В последнее время зоопсихологи уделяют все больше внимания исследовательской активности - стремлению животных передвигаться, осматривать окружающую их среду, даже если они не испытывают ни жажды, ни голода, ни полового возбуждения. Особенно сильна исследовательская активность при появлении нового предмета, поэтому его изучение тесно связано с проблемой восприятия нового. Само по себе исследовательское поведение является врожденным, но оно обязательно предшествует обучению.

   Раздражитель может быть новым по сравнению с более или менее недавним опытом, так что можно говорить о большей или же меньшей степени новизны. Необходимо также различать абсолютную новизну (раздражитель животному никогда не встречался) и относительную новизну (необычное сочетание раздражителей, знакомых животному) раздражителя. На активность исследовательского поведения так же влияет сложность предмета, но это свойство предмета бывает трудно отделить от новизны, так как более сложные предметы содержат обычно больше новых раздражителей.

Для работы необходимо: стандартные клетки для содержания крыс, секундомер, пять одинаковых кубов (5х5 см), крысы одного возраста и пола.

Ход работы. 1. Животному № 1 поместите в клетку куб и в течение 10 минут фиксируйте количество подходов крысы к кубу, а так же время, затраченное животным на исследование этого предмета.

2. Животному № 2 на протяжении 1 минуты дайте возможность ознакомиться с кубом находящимся в клетке. Затем уберите куб из клетки и через пять минут вновь поместите его в клетку, фиксируя при этом на протяжении 10 минут количество подходов крысы к кубу, а так же время, затраченное животным на исследование этого предмета.

3. Аналогичные исследования проведите с крысами под № 3 и № 4, давая им возможность предварительно ознакомиться с кубом в клетке на протяжении 3 и 5 мин. соответственно.

4. Результаты тестирования занесите в таблицу 15.

Таблица 15

  Исследовательская активность крыс при разной степени новизны предмета

№ животного

Продолжительность предварительного изучения раздражителя, мин.

Показатели активности исследовательского поведения

Количество подходов к кубу Время, затраченное на исследование куба, сек.
1 0    
2 1    
3 3    
4 5    

 

Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о влиянии степени новизны раздражителя на активность исследовательского поведения у крыс.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: