Работа 2. Специфика исследовательского поведения животных разных экологических ниш

Сравнительный анализ поведения животных был заложен Ч. Дарвиным. Выдвинутая им теория эволюционного происхождения видов привела и самого автора, и его последователей к мысли об эволюционном развитии поведения. Вполне логичным выглядит предположение о том, что если в процессе эволюции совершенствовалось строение тела животных и его функции, то аналогичным изменениям должно было подвергнуться и поведение животных. Сложные формы поведения следует рассматривать как эволюционное преимущество. Чем сложнее поведение животного, тем более вероятно его адаптация к изменившимся условиям жизни. Специфические акты проявления исследовательского поведения во многом определяются экологическими особенностями вида. Так, грызуны, обитающие в пустыне, чаще поднимаются на задние лапы (поза вставания "столбиком"), увеличивая тем самым обзор, что позволяет осматривать большие пространства, тогда как в густой траве такой прием неэффективен. Зрительное обнаружение опасности, связанное с хорошей обзорностью ландшафта, служит одной из предпосылок формирования предупреждающей звуковой сигнализации и группового характера поведения.

Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полм (размеры квадратов пропорциональны длине тела опытных животных), секундомер, половозрелые животные разных экологических ниш (крысы, морские свинки, песчанки, джунгарские хомяки), содержащиеся в обычных условиях.

Ход работы. 1.Помещайте поочередно животных разных видов в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин. Меняйте пол установки «открытое поле» перед тестированием животных изучаемых видов, в соответствии с размерами их тела.

2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), представленную двумя видами стоек: задние лапы животного остаются на полу арены, а передние упираются в стенку поля (Climbing) или остаются на весу (Rearing). Обсчет результатов можно вести как по общей ВДА, так и разделяя на Climbing и Rearing.

3. Результаты тестирования занесите в таблицу 11.

Таблица 11

Специфика исследовательского поведения животных разного вида

Вид и номер животного

Регистрируемые показатели

ГДА

ВДА

Climbing Rearing

Крысы

1      
2      
3      

Среднее значение по группе

     

Морские свинки

1      
2      
3      

Среднее значение по группе

     

Песчанки

1      
2      
3      

Среднее значение по группе

     

Джунгарские хомяки

1      
2      
3      

Среднее значение по группе

     

4. На основании полученных данных рассчитайте процентное соотношение разных форм исследовательского поведения у животных, занимающих разные экологические ниши, приняв за 100% сумму показателей ГДА и ВДА (табл. 12).

Таблица 12

Соотношение разных форм исследовательского поведения, %

Вид животного

Регистрируемые показатели

ГДА

ВДА

Climbing Rearing
Крысы      
Морские свинки      
Песчанки      
Джунгарские  хомяки      

 

Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о специфики исследовательской активности у разных видов животных, в зависимости от занимаемой экологической ниши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Стратегия освоения новой территории животными разных видов в установке «открытое поле»

Исследование окружающей среды необходимо животному, хотя и сопряжено с опасностями, особенно со стороны хищников. Если поместить животное в новое окружение, то это приведет к возникновению исследовательского поведения, которому в то же время препятствуют условия, вызывающие страх. Две антагонистические тенденции характеризуются разным временным ходом. Лучшим выражением уменьшения страха у животных является исследование ими внутренних квадратов, которое постепенно становится более интенсивным.

Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полом (в каждом варианте, размеры квадратов пропорциональны длине тела опытных животных)секундомер, половозрелые животные разных видов (крысы, морские свинки, песчанки, джунгарские хомяки), содержащиеся в обычных условиях.

Ход работы. 1.Помещайте поочередно животных разных видов в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин.

2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности. Фиксируйте отдельно число посещений периферийных квадратов (ПК) - прилегающих к стенкам, от числа посещений внутренних квадратов (ВК).

3. Результаты тестирования занесите в таблицу 13.

Таблица 13

Стратегия исследовательского поведения животных

Посещаемые квадраты

Показатели

исследовательской

 активности

Вид животного

Крыса Морская свинка Песчанка Джунгарский хомяк

ПК

ГДА        
ВДА        

ВК

ГДА        
ВДА        

Рекомендации по оформлению работы. Постройте графики, отражающие стратегию исследовательского поведения животных в ходе эксперимента. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение об изменении стратегии исследовательского поведения у животных разных видов в каждой серии опытов, отметив ослабление общего исследовательского поведения животных при одновременном увеличении числа посещаемых внутренних квадратов в каждый последующий день эксперимента.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: