Сравнительный анализ поведения животных был заложен Ч. Дарвиным. Выдвинутая им теория эволюционного происхождения видов привела и самого автора, и его последователей к мысли об эволюционном развитии поведения. Вполне логичным выглядит предположение о том, что если в процессе эволюции совершенствовалось строение тела животных и его функции, то аналогичным изменениям должно было подвергнуться и поведение животных. Сложные формы поведения следует рассматривать как эволюционное преимущество. Чем сложнее поведение животного, тем более вероятно его адаптация к изменившимся условиям жизни. Специфические акты проявления исследовательского поведения во многом определяются экологическими особенностями вида. Так, грызуны, обитающие в пустыне, чаще поднимаются на задние лапы (поза вставания "столбиком"), увеличивая тем самым обзор, что позволяет осматривать большие пространства, тогда как в густой траве такой прием неэффективен. Зрительное обнаружение опасности, связанное с хорошей обзорностью ландшафта, служит одной из предпосылок формирования предупреждающей звуковой сигнализации и группового характера поведения.
|
|
Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полм (размеры квадратов пропорциональны длине тела опытных животных), секундомер, половозрелые животные разных экологических ниш (крысы, морские свинки, песчанки, джунгарские хомяки), содержащиеся в обычных условиях.
Ход работы. 1.Помещайте поочередно животных разных видов в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин. Меняйте пол установки «открытое поле» перед тестированием животных изучаемых видов, в соответствии с размерами их тела.
2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), представленную двумя видами стоек: задние лапы животного остаются на полу арены, а передние упираются в стенку поля (Climbing) или остаются на весу (Rearing). Обсчет результатов можно вести как по общей ВДА, так и разделяя на Climbing и Rearing.
3. Результаты тестирования занесите в таблицу 11.
Таблица 11
Специфика исследовательского поведения животных разного вида
Вид и номер животного | Регистрируемые показатели | |||||
ГДА | ВДА | |||||
Climbing | Rearing | |||||
Крысы | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Среднее значение по группе | ||||||
Морские свинки | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Среднее значение по группе
| ||||||
Песчанки | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Среднее значение по группе | ||||||
Джунгарские хомяки | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Среднее значение по группе |
4. На основании полученных данных рассчитайте процентное соотношение разных форм исследовательского поведения у животных, занимающих разные экологические ниши, приняв за 100% сумму показателей ГДА и ВДА (табл. 12).
Таблица 12
Соотношение разных форм исследовательского поведения, %
Вид животного | Регистрируемые показатели | ||
ГДА | ВДА | ||
Climbing | Rearing | ||
Крысы | |||
Морские свинки | |||
Песчанки | |||
Джунгарские хомяки |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о специфики исследовательской активности у разных видов животных, в зависимости от занимаемой экологической ниши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Стратегия освоения новой территории животными разных видов в установке «открытое поле»
Исследование окружающей среды необходимо животному, хотя и сопряжено с опасностями, особенно со стороны хищников. Если поместить животное в новое окружение, то это приведет к возникновению исследовательского поведения, которому в то же время препятствуют условия, вызывающие страх. Две антагонистические тенденции характеризуются разным временным ходом. Лучшим выражением уменьшения страха у животных является исследование ими внутренних квадратов, которое постепенно становится более интенсивным.
Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полом (в каждом варианте, размеры квадратов пропорциональны длине тела опытных животных)секундомер, половозрелые животные разных видов (крысы, морские свинки, песчанки, джунгарские хомяки), содержащиеся в обычных условиях.
Ход работы. 1.Помещайте поочередно животных разных видов в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин.
2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животное обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная активность (ВДА), т. е. количество подъемов на задние конечности. Фиксируйте отдельно число посещений периферийных квадратов (ПК) - прилегающих к стенкам, от числа посещений внутренних квадратов (ВК).
3. Результаты тестирования занесите в таблицу 13.
Таблица 13
Стратегия исследовательского поведения животных
Посещаемые квадраты | Показатели исследовательской активности | Вид животного | |||
Крыса | Морская свинка | Песчанка | Джунгарский хомяк | ||
ПК | ГДА | ||||
ВДА | |||||
ВК | ГДА | ||||
ВДА |
Рекомендации по оформлению работы. Постройте графики, отражающие стратегию исследовательского поведения животных в ходе эксперимента. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение об изменении стратегии исследовательского поведения у животных разных видов в каждой серии опытов, отметив ослабление общего исследовательского поведения животных при одновременном увеличении числа посещаемых внутренних квадратов в каждый последующий день эксперимента.
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________