Исследовательское поведение животных
Исследовательское поведение – это компонент психической деятельности животных, обеспечивающий биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией исследовательское поведение у животных составляет начальный этап любого поведенческого акта и обеспечивает животному получение жизненно важной информации об общей ситуации, о предметном окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной, хорошо знакомой обстановке. Животное осуществляет дистантное и контактное обследование новых компонентов и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость. Исследовательское поведение у животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного.
Характер проявления исследовательского поведения зависит от ряда факторов:
- степень новизны раздражителя;
- схожесть новой ситуации с уже знакомой;
- время появления нового раздражителя;
- сложность предмета;
- контрастность и интенсивность раздражителя;
- эмоциональное воздействие предметов;
- наследственность;
- обеднённость или обогащённость среды;
- возраст животного;
- половая принадлежность;
- мотивационное состояние животного.
Различают следующие разновидности исследовательского поведения:
– ориентировочная реакция (изменение положения и ориентации органов чувств);
– собственно исследовательское поведение (связано с передвижением животного);
– манипуляторно-исследовательское поведение (манипулирование с окружающей средой, предметами).
На основе исследовательского поведения у животных расширяется личный опыт. Восприятия нового так или иначе связано с уже существующим опытом и является основой для его дальнейшего развития.
Для оценки исследовательского поведения животных используют установку "открытое поле" (рис. 1), которая представляет собой квадратную камеру с пластмассовыми стенками высотой 40 см. Пол арены изготовлен из белого пластика и расчерчен на квадраты, размеры которых пропорциональны длине тела исследуемых животных.

Рисунок 1. Установка «открытое поле»
Работа 1. Изучение исследовательского поведения крыс разного возраста
С первых минут жизни животные демонстрируют набор инстинктов, безусловных рефлексов, таксисов и кинезов, которые позволяют новорожденному адаптироваться к жизни в новых для него условиях. Врожденное поведение модифицируется в процессе онтогенеза. Корректирующее влияние на врожденное поведение оказывают факторы среды обитания, возрастные морфофункциональные изменения организма и личный опыт индивидуума. Исследовательское поведение является врожденным, но оно обязательно предшествует обучению. Постоянной составной частью любого поведенческого акта является исследовательское поведение, проявляющееся на разных онто- и филогенетических уровнях в весьма различных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности высших млекопитающих. В широком смысле ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия, и оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врожденного узнавания. Иначе говоря, в инстинктивных поведенческих актах ориентировочно-исследовательская активность служит поиску и обнаружению ключевых раздражителей и направляет на них деятельность животного. Отношения организма к условиям среды претерпевают в ходе онтогенеза существенные изменения и на разных стадиях развития организмы приспосабливаются к среде по-разному.
Для работы необходимо: установка «открытое поле» со сменным полом (размеры квадратов должны быть пропорциональны длине тела опытных животных), секундомер, крысы разного возраста, содержащиеся в обычных условиях.
Ход работы. 1.Помещайте поочередно крыс разного возраста в один из углов установки «открытое поле» и давайте им возможность свободно передвигаться в ней в течение 5 мин. Меняйте пол установки «открытое поле» перед тестированием животных разных возрастных групп, в соответствии с размерами их тела.
2. Регистрируйте такие формы исследовательского поведения как горизонтальная двигательная активность (ГДА), путем подсчета количества квадратов на которые вступает животные обеими передними лапами, а так же вертикальная двигательная двигательная активность (ВДА), представленную двумя видами стоек: задние лапы животного остаются на полу арены, а передние упираются в стенку поля (Climbing) или остаются на весу (Rearing).
3. Результаты тестирования занесите в таблицу 10.
Таблица 10
Исследовательская активность крыс разного возраста
| Возраст и номер животного | Регистрируемые показатели | |||
| ГДА | ВДА | |||
| Climbing | Rearing | |||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| Среднее значение по группе | ||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| Среднее значение по группе | ||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 3 | ||||
| Среднее значение по группе | ||||
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение о выраженности исследовательской активности у крыс разного возраста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






