Перечислите основные механизмы гармоничного семейного воспитания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи

План.

Исторические модели семьи, культура отношений в семье, психологический климат, механизмы гармоничного семейного воспитания

Исторические модели семьи:

Матриархальная (первобытное общество)

Патриархальная (доиндустриальные общества)

Партнерская (современное общества)

Культура семейных отношений - совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.

Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Но к семейной жизни нужно систематически и последовательно детей готовить, формируя у них основы семейно-бытовой культуры, которая опирается на систему нравственного воспитания и все компоненты, составляющие базовую культуру личности, включает в себя половое и гендерное: воспитание.

Под психологическим климатом понимается психологическая атмосфера в семье.

Психологический климат определяет устойчивость взаимосвязей в семье и оказывает существенное влияние на воспитание детей и их развитие как личности. Однако психологический климат не является устойчивым показателем, однажды установленным в определенной семье. Он устанавливается членами семьи и может меняться в зависимости от изменения условий.  Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. От этого зависит, как долго продлятся отношения супругов и в какой атмосфере будут воспитываться их дети.

Благоприятный психологический климат характеризуется следующими критериями:

* сплоченность всех членов семьи, возможность действовать сообща, решая возникающие проблемы и преодолевая трудности;

* создание возможности для каждого члена семьи всесторонне развиваться без ущемления прав и интересов других членов семьи;

* высокий уровень требовательности и доброжелательности членов семьи друг к другу;

* позитивная эмоциональная атмосфера в семье;

* гордость всех членов семьи за свою принадлежность к ней;

* высокий уровень ответственности каждого члена семьи друг перед другом.

В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание.

Социальная организация профилактики кризисной семьи

Основные направления реализации программы профилактики:

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Необходимо создавать качественные системы оказания своевременной профилактической поддержки, предупреждения семейного неблагополучия и полноценной реабилитации пострадавших. Ведь именно в семье закладываются азы отношения к детям. Борьба с преступлениями, затрагивающими интересы детей, должна носить системный характер и быть частью законодательства. Опыт показывает: когда семье своевременно – то есть на ранней стадии кризиса – оказана помощь, дальнейшее нарушение прав ребенка, лишение родителей прав и социальное сиротство можно предотвратить.

Функциональные стабилизаторы семьи

Семейный стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества – это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье. Внешняя макросистема – также неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где общепризнана ценность брака, где одинокие женщины или одинокие мужчины воспринимаются как неудачники. Там сам факт развода воспринимается как негативное явление и общественное мнение является стабилизатором семьи.

Стабилизаторы выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В первом случае они способствуют удовлетворению потребностей семьи, во втором – препятствуют реализации ее функций.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

Изучить исторические модели семьи, определить основные отличия, отразив в таблице

Исторические модели семьи Отличительные признаки
Матриархальная (первобытное общество) Главенствующая роль женщины, которая выбирает себе мужчину из другого рода; Отцовство не фиксируется или не имеет значения; Дети принадлежат материнскому роду или матери.
Патриархальная (доиндустриальные общества) Главенствующая роль мужчины, главы семейства; Женщины переходят из своего рода в род мужа; Отцовство фиксируется обязательно.
Партнерская (современное общества) Мужчина женщина имеют равные права во всех сферах семейной жизни.

 

Перечислите основные механизмы гармоничного семейного воспитания

В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

1. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать.

2. Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых.

3. Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: