ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи
План.
Исторические модели семьи, культура отношений в семье, психологический климат, механизмы гармоничного семейного воспитания
Исторические модели семьи:
Матриархальная (первобытное общество)
Патриархальная (доиндустриальные общества)
Партнерская (современное общества)
Культура семейных отношений - совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.
Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Но к семейной жизни нужно систематически и последовательно детей готовить, формируя у них основы семейно-бытовой культуры, которая опирается на систему нравственного воспитания и все компоненты, составляющие базовую культуру личности, включает в себя половое и гендерное: воспитание.
|
|
Под психологическим климатом понимается психологическая атмосфера в семье.
Психологический климат определяет устойчивость взаимосвязей в семье и оказывает существенное влияние на воспитание детей и их развитие как личности. Однако психологический климат не является устойчивым показателем, однажды установленным в определенной семье. Он устанавливается членами семьи и может меняться в зависимости от изменения условий. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. От этого зависит, как долго продлятся отношения супругов и в какой атмосфере будут воспитываться их дети.
Благоприятный психологический климат характеризуется следующими критериями:
* сплоченность всех членов семьи, возможность действовать сообща, решая возникающие проблемы и преодолевая трудности;
* создание возможности для каждого члена семьи всесторонне развиваться без ущемления прав и интересов других членов семьи;
* высокий уровень требовательности и доброжелательности членов семьи друг к другу;
* позитивная эмоциональная атмосфера в семье;
* гордость всех членов семьи за свою принадлежность к ней;
* высокий уровень ответственности каждого члена семьи друг перед другом.
В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание.
Социальная организация профилактики кризисной семьи
|
|
Основные направления реализации программы профилактики:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Необходимо создавать качественные системы оказания своевременной профилактической поддержки, предупреждения семейного неблагополучия и полноценной реабилитации пострадавших. Ведь именно в семье закладываются азы отношения к детям. Борьба с преступлениями, затрагивающими интересы детей, должна носить системный характер и быть частью законодательства. Опыт показывает: когда семье своевременно – то есть на ранней стадии кризиса – оказана помощь, дальнейшее нарушение прав ребенка, лишение родителей прав и социальное сиротство можно предотвратить.
Функциональные стабилизаторы семьи
Семейный стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества – это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье. Внешняя макросистема – также неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где общепризнана ценность брака, где одинокие женщины или одинокие мужчины воспринимаются как неудачники. Там сам факт развода воспринимается как негативное явление и общественное мнение является стабилизатором семьи.
Стабилизаторы выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В первом случае они способствуют удовлетворению потребностей семьи, во втором – препятствуют реализации ее функций.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Изучить исторические модели семьи, определить основные отличия, отразив в таблице
Исторические модели семьи | Отличительные признаки |
Матриархальная (первобытное общество) | Главенствующая роль женщины, которая выбирает себе мужчину из другого рода; Отцовство не фиксируется или не имеет значения; Дети принадлежат материнскому роду или матери. |
Патриархальная (доиндустриальные общества) | Главенствующая роль мужчины, главы семейства; Женщины переходят из своего рода в род мужа; Отцовство фиксируется обязательно. |
Партнерская (современное общества) | Мужчина женщина имеют равные права во всех сферах семейной жизни. |
Перечислите основные механизмы гармоничного семейного воспитания
В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.
1. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать.
|
|
2. Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых.
3. Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.