· Положительный пример родителей
· Благожелательность
· Последовательность
· Учет возрастных особенностей детей
· Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
· Уважение личности ребенка
· Справедливость
· Посильность
· Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
Тема: Развивающие занятия для детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей:
o обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
o организация двигательной активности и мелкой моторики детей.
2. Формирование положительной школьной мотивации:
o проведение занятий с учётом принципа соответствия формы организации ведущему виду деятельности – игре.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности:
o восприятие инструкций;
o планирование деятельности;
o умение выполнять задание до конца.
4. Развитие познавательных функций:
o речь;
o внимание;
o память;
o воображение;
o мышление.
5. Активизация любознательности и инициативы детей:
o умение задавать вопросы;
o высказывание собственных суждений;
o умение делать выводы.
6. Разработка содержания занятий с учётом возрастных особенностей детей.
Целью является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их поступлении в 1-й класс и профилактика школьной дезадаптации.
Когда мы окружаем ребёнка развивающей средой, у него появляется возможность выполнять различные действия с предметами, приобретать новые навыки и осваивать новый мир.
Привычка думать самостоятельно – это то, что существенно облегчает жизнь в более осознанном возрасте. И все это закладывается именно в первые года.
Важен правильный подход к раннему развитию. Сам процесс должен проходить в игровых формах. Ведь занятия направлены не на то, чтобы ускорить развитие ребёнка, а чтобы дать ему старт. Привить любовь к обучению, познанию информации, любознательность. В школах раннего развития это сделать гораздо проще. В сравнении с другими детками, можно определить, что у малыша получается лучше, а что хуже.
Каждое занятие состоит из нескольких блоков:
- Приветствие
- Математика
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Развитие внимания, памяти, мышления
- Обучение чтению
- Творчество (лепка, аппликация, рисование)
- Спортивные занятия
- Пальчиковая гимнастика
- Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму
- Логоритмика
- Прощание
Дошкольный период – это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир. Учёные же считают, что первые 4 года жизни формируют 50% интеллекта человека.
Самые популярные методики дошкольного образования, которые я рассмотрела в своей работе, принадлежат Николаю Зайцеву; Марии Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных.
Методика Зайцева – это методика обучению чтению, русскому языку и не только.
Методика Монтессори – это методика, в которой большое внимание уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.
Методика Никитиных – цель данной методики заключается в том, чтобы развитие было творческим и свободным. В основе методики лежит чередование интеллектуальных, творческих и спортивных занятий.
Тема: Индивидуальный подход к ребенку
Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход к ребенку.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Развивающие занятия для детей дошкольного возраста. В развитии ребёнка самым важным является его индивидуальность, поэтому для каждого ребёнка составляется индивидуальный подход путём:
1) изучения особенностей детей;
2) постановки задач педагогической работы, то есть проектирования личности;
3) подбора методов и средств воспитательного воздействия;
4) анализа проведенной работы, ее корректировки на последующий период.
Ребёнок реагирует на воспитательные воздействия по-разному в зависимости от ранее сложившихся'черт его личности, от причины, вызвавшей поступок, на к-рый это воздействие направлено, от взаимоотношений с воспитателями, а также со всеми окружающими детьми и взрослыми и, наконец, от его отношения к данному воспитательному воздействию. Следовательно, воздействия учителя, применяемые им лично или через дет. коллектив, всегда опосредствуются личностью ученика.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности, создать самые благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого. В таком подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, дети с ярко выраженной задержкой развития, равно как и высокоодаренные.
Индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания ребенка – главной ценностью, со всеми его сильными и слабыми сторонами, преимуществами и недостатками, личностными особенностями. Педагог-гуманист строит свою воспитательную деятельность именно на таких позициях.
Индивидуальный подход к каждому ребенку должен быть свой. На это прежде всего влияют такие факторы:
· Особенности нервной системы.
· Степень восприимчивости к тем или иным методам обучения.
· Привычки.
· Уровень физического и психического воспитания
При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:
- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
- уровень знаний и умений (осознанность, действенность);
- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
- уровень самостоятельности и активности;
- отношение к обучению;
- характер познавательных интересов;
- уровень волевого развития.
Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.
Формы работы с родителями:
1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.
2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3. Индивидуальные беседы с родителями.
4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.
5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.
6. Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.
7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.
Тема:Няня со знанием современных развивающих систем
Няня-профессия человека, в обязанности которого входит уход за чужими детьми. Он должен иметь высокую степень ответственности, умение ладить с детьми, хорошее психическое здоровье и, желательно, медицинское или педагогическое образование.
В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее советского психолога Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.
Поскольку успешность решения ребенком задачи, проблемы зависит от того, в какой мере эта задача адекватна его развитию, Л.С. Выготский выделил три зоны умственного развития личности: зону актуального развития, зону ближайшего развития, зону запредельного развития.
В зоне актуального развития находятся те задачи, которые ребенок уже умеет решать самостоятельно, в решении которых он приобрел навык. Обычно решение задач в зоне актуального развития не вызывает энтузиазма у детей, потому что в этих задачах нет новизны, а значит, и нет интереса. Это не означает, что не нужно решать задачи в зоне актуального развития. Этот вид обучения отводится для самостоятельной, внеаудиторной работы.
В зоне ближайшего развития находятся те задачи, которые ученик сможет решить, но не самостоятельно, а под руководством учителя на основе уже имеющихся знаний. Именно с помощью таких задач знания переводятся в систему мышления, при этом идет осознание того, что же учащийся знает, и формируется умение применять эти знания для решения задач нового типа.
В зоне запредельного развития лежат задачи, которые ученик не может принять к решению в силу своей неподготовленности к этому. Если учитель работает в этой зоне развития, его ожидает неудача: почувствовав свою неспособность, ученик откажется от решения задачи и потеряет веру в себя.
Чтобы у ученика был интерес к учению, учитель должен работать в зоне ближайшего развития, на самостоятельную работу выносить задачи, лежащие в зоне актуального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития.
Дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Важные особенности учебно-методического комплекта. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. АМАНЖОЛОВА
ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ