Методика работы по чтению произведений различных жанров

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

По дисциплине: «Методика обучения русскому языку и чтению»

Тема занятия. Особенности овладения навыком чтения умственно отсталыми школьниками.

Цель занятия: знакомство с особенностями обучения чтению.

Вопросы для контроля и обсуждения практической работы:

1. Особенности обучения чтению в специальной (коррекционной) школе. Правильность чтения как его навык.

Особенности обучения грамоте в коррекционной школе

 

 

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: 1.«Обучение грамоте».

 

2. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».

 

3. «Чтение и развитие речи».

 

4. «Грамматика, правописание и развитие речи».

 

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется структурой и содержанием учебного предмета. Овладение грамотой — первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма.

 

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено:

 

- формирование всех языковых обобщений;

 

- замедленно и качественно иначе усваивают они закономерности языка;

 

- ограниченность представлений об окружающем мире;

 

- слабость речевых контактов, незрелость интересов;

 

- снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы.

 

Все это обусловливает замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.

 

Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и множество особенностей. Обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе. Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрать для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, чётко соблюдая пространственную ориентировку. Психофизиологическая основа письма та же, что и чтение, с дополнительным включением в работу моторного анализатора.

 

Для начинающих читать и писать каждая операция представляет собой сложную задачу, решение которой предполагает собой решение нескольких действий. Чтобы прочитать слог, ребёнку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, поскольку его поле зрения ещё ограничено пределами знака; сохранять направление движения глаза слева направо; последовательно узнавать следующую букву, соотнося её с определённым звуком; осуществлять синтез двух знаков и, наконец, произносить слог в целом. Запись в тетрадь любой слоговой структуры обязывает первоклассника правильно:

 

- держать ручку и располагать тетрадь,

 

-точно произносить предназначенный для записи слог,

 

-делить его на составляющие элементы, т.е. выполнять звуковой анализ,

 

-обозначать каждый звук буквой,

 

-удерживать в памяти порядок букв в слоге,

 

- последовательно записывать их в тетради,

 

- точно фиксирую расположение каждой графемы и их соединений, ограничивая своё письмо линейками строки.

 

У умственно отсталых детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Осмысление звуковой структуры слова не проявляется даже в том случае, если экспериментатор специально направляет внимание школьников на звуковой анализ слова. Непонимание того, что слово — это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысления значения слова и его звукобуквенного анализа — перед записью, восприятия букв слова и осознания его семантики — при чтении.

 

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графических образов букв, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного варианта каждой буквы. Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоения принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики. Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения. Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом — залог успешного выполнения программных требований.

 

Процесс обучения грамоте учитывает не только психологические особенности тех, кто начинает осваивать письменную речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее письменность

 

2. Развитие беглого чтения в специальной (коррекционной) школе. Выразительность,осознанность чтения как его навыки

Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).

2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).

 

3. Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпическое чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит»), собственно орфоэпические ошибки связанные с незнанием нормы, интонационные ошибки. Причины непонимания лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различим между орфографическим и орфоэпическим чтением.

 

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а) упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.

 

 

Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения.

2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

 

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

 

Приемы выработки беглости чтения:

а) упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к.р.д.р. В нашей квартире узкий к..

б) зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

 

в) прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше(читать не больше 3-х раз)

г) ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

д) «жужжащее пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

ж) игра «в прятки», ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

з) игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда- нибудь поймешь!»)

В современной методике обучения чтению термин «сознательность» («осознанность») чтение употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего смысла всего текста. Во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному. В-третьих, это осознанность индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои возможности (осознание себе как читателя).

Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов, от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного), от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает), от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности чтение, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.

 

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту.

Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность – это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация.

 

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:

 

1) сила голоса (определяет динамику речи. ч/з ударение).

2) Направление (мелодику речи. ч/з усиление-понижение голоса).

3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз).

4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

 

Для формирования общего умения читать выразительно учащиеся должны овладеть: 1) умениями, которые отрабатываются в процессе анализа худож.произведения. 2) умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

 

Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

 

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения:

1) соблюдение знаков препинания,

2) соблюдение логич.ударений.

3) Соблюдение пауз.

4) соблюдение ритма и темпа чтения.

5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи:

1. Орфоэпическая работа.

2. Образец чтения.

3. Составление разметки текста, т.е. графического плана.

4. Упражнения в чтении.

5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

 

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

Учебник «Живое слово» (автор Романовская З.И.). Соответствуя главной установке дидактической системе на общее развитие детей, уроки чтения нацелены как на общее, так и на специальное развитие, предполагающее формирование культуры чтения детей, приобщение детей к литературе, как искусству слова, представления широкой картины миры на основе литературы и науки. В «Живом слове» 2 раздела: художественный и научно познавательный, что соответствует делению учебного предмета на 2 вида чтения: эстетическое и логическое. Исходя из принципа природосообразности, авторы включают в учебник много текстов близких детскому опыту.

В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. – не ниже 70сл., 3 кл. – не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

Особенности:

- главная особенность - ориентация на разный уровень разви­тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо­минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот­ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

- методика работы с таким текстом строится с учетом формиро­вания у детей типа правильной читательской деятельности;

- в учебнике два раздела: 1) «Говорим, рассказываем» (добуквенный этап) и 2) «Учим буквы - учимся читать» (букварный этап); это учебник-тетрадь, в котором ребенок

- самостоятельно работа­ет (печатает, рисует и т.д.);

- последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.

Методика работы по чтению произведений различных жанров.

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.

 

1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.

 

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

 

3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

 

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

 

В отличие от художественной литературы, требующей от читателя восприятия и оценки художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему. Научно-познавательная литература не только описывает явление и его признаки, излагает суть исторического события, но и показывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование.

 

Методика чтения рассказов. Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Методика работы над художественным произведением». Остановимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

 

Методика чтения сказок. Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

 

В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).

По литературоведческой традиции различаются сказки о животных, волшебные и новеллистические (бытовые) сказки.

Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. На последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни (может ли такое случиться в отношениях между людьми?). Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но обогатила их знанием определенных явлений жизни.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.).

Методика чтения басен. Басня — одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе).

Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

Если главная мысль и мораль басни просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

 

Если сущность морали сложна для учащихся (например, в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»), то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Дальнейшая работа включает следующие компоненты: анализ произведения, выяснение главной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

 

Методика чтения стихотворений. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений — образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет прежде всего место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы (диафильмы, диапозитивы), просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Прослушивание музыки является очень эффективным приемом подготовки, так как создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

Стихотворение обычно читается учителем наизусть.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ и через него переход к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. Для этого детям предлагают вопросы:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- Какой вы представили себе березку (черемуху, травинку и т.п.)?

предлагает рассказать, какие картины они «видели», читая отдельные части, строчки. Учащиеся рисуют словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора. Детям предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей, картин. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.

Социально-политическая лирика также передает авторское отношение к окружающему его миру. В процессе анализа таких стихотворений выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: