Психологическая поддержка

УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЛИЗКИХ

Беспомощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изолированность требует всестороннего понимания и заботы медицинского работника. Большинство врачей и сестер, которые изо дня в день сталкиваются со смертью, часто не просто «профессионально» подходят к этому явлению, но всеми силами стараются защитить себя от воздействия, жестки, замкнуты. «Привыкли видеть смерть, закалились», — говорят об этом в повседневной жизни. Элизабет Кюблер-Росс считает, что в наше время умирание выглядит ужаснее, чем раньше: одиноко, безлично и «механизировано». Одиночество, безличное обслуживание начинается уже тогда, когда больного вырывают из привычной обстановки и поспешно доставляют в больницу. Попадая в приемное отделение клиники, больной видит, что врачи, сестры больше интересуются рентгеном, ЭКГ, анализом крови. Вопросы задаются его близким, а не ему самому. Медленно, постепенно, но неизбежно больного начинают рассматривать как предмет, он перестает быть личностью. Больному хотелось бы, чтобы среди людей, снующих вокруг него, считающих его пульс, проверяющих функцию легких, изучающих его анализы, хотя бы один человек остановился около него, а он задал бы ему всего один вопрос.

Все делается для спасения личности, но никто не смотрит на человека как на личность. Больной не хочет, чтобы о нем забыли! Он кричит, предъявляет новые претензии, жалуется, как бы давая понять: «Я еще жив, не забывайте этого! Вы ведь слышите мой голос, я еще не умер!» К просьбам больного необходимо относиться с глубоким вниманием — исполнять «последнее» желание умирающего, каким бы оно ни было. Забота родных, внимание друзей, посещение ими больных также необходимо. Что можно сказать умирающему? Это будет зависеть от конкретной обстановки, но в любом случае необходима высокая тактичность. Характер и широта работы с умирающим зависит от его физического состояния, особенностей его личности, от его эмоциональной настроенности, мировоззрения. Если у больного отмечается выраженная реакция отрицания, если он и знать не желает о смерти, то говорить с ним о смерти нельзя, это было бы грубой ошибкой. Верить утверждениям больных, что они могут перенести любое известие, что им «спокойно можно сказать все», следует лишь в особенных случаях, в этом отношении надо быть очень осторожным, поскольку такие утверждения очень часто ничего не значат. Изменения личности, ее перестройка, возникающая в результате хронического заболевания, измененное состояние самого сознания больных часто не позволяет сообщить ему правду. В таких случаях лучше беседовать с родственниками. Необходимо следить за тем, чтобы у постели больного, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали ранящие слова, не говорилось ничего обидного. Все исследователи подчеркивают, что одним из важнейших средств работы с умирающим является стремление помочь всеми силами тому, чтобы они высказались: рассказ больного о своих самых сокровенных переживаниях помогает рассеять его страхи и сомнения, устранить его изолированность, замкнутость. Если больной будет ощущать заботу о себе, ему будет легче переносить удары судьбы. В этот чрезвычайный период жизни многому можем научиться и мы. Мертвые учат живых —гласит латинская пословица. То же можно сказать и об умирающих. В больницах следует уделять больше внимания и вопросу о размещении умирающего в палате. Часто смерть является огромным потрясением для остальных больных. Смерть одного из больных в палате таит в себе опасность «психической инфекции». Неожиданная смерть еще более глубоко потрясает соседей по палате. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего. Уход за такими больными в небольших палатах более интенсивен, что благоприятно и для самих больных, и для окружающих: не наносится вред остальным больным. Поскольку период утраты включает в себя не только болезнь, но и смерть, сестринская помощь в виде психологической поддержки должна быть направлена и на родственников, переживающих и понесших потерю. После того как родственники узнали от врача правду о заболевании и тяжести состояния пациента, сестра может отвечать на последующие вопросы, связанные с уходом и обеспечением достойного качества жизни. Следует помочь родственникам снять вину и напряжение от вынужденной разлуки с больным, находящимся в лечебном заведении. Некоторых родственников нужно научить, как наносить визиты к больному. Следует при этом вести себя так, как если бы они находились в домашних условиях, например, сидеть и читать книгу, газету, вместе смотреть телевизор, поскольку для умирающего, больного человека бывает важно само присутствие близких, ощущение, что он не одинок. Ухаживая за умирающими и помогая их семьям пережить потерю, нужно стараться оказывать им поддержку, нужно помнить, что семья и близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит он сам. Членам семьи будет легче пережить потерю, если они будут видеть, что уход за близким им человеком осуществляется добросовестно, в палате поддерживается комфортная обстановка. Сообщение близким о смерти больных телеграммой — дело естественное. Все, что принадлежало умершему, не просто предметы, подлежащие инвентаризации, но и дорогая память для близких, поэтому такт по отношению к ним требует бережного сохранения этих вещей. Близкие родственники умершего требуют заботы, сочувствия, особого внимания. Прежде всего следует быть готовым к проявлению сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло несчастье.

ЭВТАНАЗИЯ

Эвтаназия (от греч. хорошо и смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Термин эвтаназия впервые употреблен английским философом Ф. Бэконом в XVII столетии для определения «легкой смерти» и с XIX в. приобрел значение умертвить кого-либо из жалости. В последние годы широко обсуждается вопрос о допустимости эвтаназии. Однако проблема не нова. К эвтаназии прибегали в глубокой древности. В первобытных племенах убивали соплеменников, ставших обузой. В Спарте сбрасывали со скалы младенцев, родившихся слабыми и больными, поощряли самоубийство стариков. Теперь мы считаем подобные обычаи варварскими и не достойными цивилизованного общества. Тем не менее, эвтаназия узаконена в некоторых странах. Нидерланды — первая в мире страна, в которой официально разрешена практика прерывания жизни неизлечимо больных людей. Голландский парламент значительным большинством голосов одобрил законопроект, легализирующий эвтаназию. Теперь ее может проводить по многократно выраженному желанию больного врач, проконсультировавшись со своими коллегами. В американском штате Орегон закон о медицинском самоубийстве был принят в 1994 г., но вступил в силу лишь с ноября 1999 г. после ожесточенных судебных разбирательств по поводу его отмены. В Дании разрешена «пассивная эвтаназия», решение о которой может принять сам больной.

Активная эвтаназия — это прямое причинение смерти больному, находящемуся в терминальном состоянии, например, путем «смертельной инъекции».

Пассивная эвтаназия — это особая тактика лечения, ухода за терминальными больными, в основе которого лежит отказ от экстраординарных методов лечения, в  результате чего смерть причиняет сама природа.

В 1998 г. китайское правительство разрешило применять эвтаназию для умирающих. Нынешняя ситуация в медицине радикально отличается от той, что была еще полвека назад, а тем более во времена Гиппократа. Основное отличие современной системы здравоохранения — расширение прав больного и, пациента вместо бытовавшей в течение многих столетий патерналистской традиции. Раньше больной, как некомпетентная инстанция, был практически лишен права голоса при обсуждении состояния своего здоровья и методов лечения. Нынешняя концепция отношений «врач-пациент» провозглашает уважение моральной автономии личности и признание права пациента на сотрудничество с докторами. Осторожность и нерешительность врачей и юристов, занимающихся проблемами легализации эвтаназии, вполне понятны и оправданы. Так же, как и стремление людей достойно умереть. Проблема эвтаназии обсуждается с медицинской, этической и философской точек зрения. В дискуссии активно участвует церковь, категорически отвергающая любое самоубийство. > Россия не готова к принятию закона об эвтаназии. В современных условиях подобный закон может в любую минуту превратиться в удобную ширму для устранения неугодных и бесконтрольной торговли органами для трансплантации. Конечно, можно принять законы, регламентирующие каждый шаг при эвтаназии, чтобы попытаться не допустить злоупотреблений, но они вряд ли окажутся эффективными. И так будет до тех пор, пока жизнь человека не станет в нашей стране самой большой ценностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: