Периферический отдел

Это фоторецептор, локализующийся в глазу- органу зрения, который включает так же часть проводникового отдела и вспомогательные структуры.

 

Вспомогательные структуры:

- Оптическая система: слезная жидкость, водянистая влага, стекловидное тело. Обеспечивают фокусирование световых лучей на сетчатке и формирование в области ее центральной ямки перевернутого изображения рассматриваемых зрительных объектов.

- Глазодвигательный аппарат: наружные мышцы глазного яблока, подниматель верхнего века и орбитальная мышца. Внутренние мышцы глаза обеспечивают фиксацию, поворот глаз и установку зрительных осей.

- Защитные органы: веки, ресницы, конъюнктива, слезнный аппарат, фасции глазницы. Обеспечивают защиту глаза, увлажнение и питание роговицы.

 

Центральный отдел.

Слияние изображения от сетчатки обоих глаз в единое целое.

 

Проводниковый отдел.

Обеспечивает доставку информации в корковый отдел и ее обработку в центрах ствола мозга и промежуточного мозга

 

Рецепторный отдел.

Состоит из 4х видов фоторецепторов: один вид палочек и три колбочек. Рецепторный слой сетчатки принадлежит к слою клеток пигментного эпителия. Всего в сетчате 10 слоев. Кванты света достигают фоторецепторы только после проходы через все эти слои. В каждом глазу 110-125 млн палочек(расположены на переферии сетчатки) и 6-7 млн колбочек. Палочки обеспечивают сумеречное зрение, колбочки- дневное.

 

На пути к фоторецепторным клеткам световые лучи проходят через несколько прозрачных сред: роговица, хрусталик, стекловидное тело.

Эти образования составляют оптическую систему глаза. При прохождении световых лучей через оптическую систему глаза происходит преломление световых лучей.

Преломляющая сила оптической системы выражается в диоптриях (D). Преломляющая сила для здорового глаза для рассмотрения на далеких расстояниях составляет 59 D, а при рассмотрении близких предметов 70,5 D.

Изображение на сетчатке резко уменьшено, перевернуто сверху вниз, справа налево.

 

Острота зрения.

Определяется способностью различать наименьшее расстояние между двумя точками. Основное значение имеет угол, который образуется между лучами, идущий от двух точек предмета к глазу, или угол зрения.

Нормальный глаз различает 2 точки под углом 60 градусов.

Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами (буквы, кольца), толщина линий которых должна быть видна под углом 1, 2, 5, 10 минут. Острота зрения выражается в относительных величинах, нормальная острота зрения применяется за 1.

 

Поле зрения.

При фиксированном положении глаз воспринимает некоторое пространство, все точки которого видны одновременно. Видимое глазом пространство в том случае, когда глаз остается неподвижным и фиксирует одну точку предмета, называется полем зрения. Изображение точки возникает в желтом пятне. Изображение точек, окружающих фиксир. точку, возникает на периферии сетчатки.

Для определения границ периферического поля зрения служит прибор- периметр. Наиболее широкие границы поля зрения для белого цвета, узкие для красного и зеленого.

Теории цветового зрения.

Трехкомпонентная теория.

Три типа колбочек. Каждый тип колбочек содержит один из трех зрительных пигментов. Одни воспринимают красный цвет, другие – зеленый, третьи – синий. Сложная интеграция позволяет получать все известные цвета и их оттенки.

 

Трехэлементная теория.

Каждая колбочка содержит все три зрительных пигмента. Сложная интеграция позволяет получать все известные цвета и их оттенки.

Нарушение функции палочек (при недостатке витамина А) – нарушение сумеречного зрения «куриная слепота», человек слепнет в сумерках, днем зрение нормальное.

При поражении колбочек развивается светобоязнь – человек слепнет при ярком освещении, при слабом – видит.

При глубоком поражении колбочек может развиться полная цветовая слепота - ахромазия.

Частичная цветовая слепота – дальтонизм.

 

Имеются три разновидности дальтонизма:

-протанопия (красно-слепые) – не видят красный цвет, сине-голубые лучи воспринимаются ими как бесцветные;

-дейтеранопия (зелено-слепые) – не отличают зеленый цвет от темно-красных и голубых цветов;

-тританопия – не видит синий и фиолетовый цвет.

Причина – врожденное отсутствие одного их зрительных пигментов.

 

Бинокулярное зрение -способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае животное или человек видит одно изображение предмета, на который смотрит, то есть это зрение двумя глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.

 

Если бинокулярное зрение не развивается, возможно зрение только правым или левым глазом. Такое зрение называется монокулярным.

 

Возможно попеременное зрение: то правым, то левым глазом — монокулярное альтернирующее. Иногда встречается зрение двумя глазами, но без слияния в один зрительный образ — одновременное.

 

Отсутствие бинокулярного зрения при двух открытых глазах внешне проявляется в виде постепенно развивающегося косоглазия.

Периферический отдел.

Представлен волосковыми клетками кортиевого органа, который находится в улитке внутреннего уха.

Звуковые колебания передаются к ним через целую систему образований: наружный слуховой проход, барабанную перепонку, слуховые косточки, жидкость лабиринта, основную мембрану улитки.

 

Наружное ухо – служит для проведения звуковых колебаний к барабанной перепонке.

Барабанная перепонка.

Конусообразная мембрана, в которой волокна расположены так, чтобы не произошел резонанс.

В среднем ухе расположена мышца, напрягающая барабанную перепонку, при сильных звуках она напрягает перепонку, и повышающая ее устойчивость. Колебание барабанной перепонки может менять давление в среднем ухе, которое уравновешивается через евстахиеву трубу.

Среднее ухо.

Среднее ухо включает в себя систему косточек: молоточек, наковальня и стремечко, а так же стременную мышцу, сокращение которой способно ограничить амплитуду колебаний стремечка.

За счет этих косточек колебания от барабанной перепонки передаются внутреннему уху. При этом снижается их амплитуда и в 20 раз они усиливаются. Рукоятка молоточка вплетена в волокна барабанной перепонки, стремечко основанием врощено в мембрану овального окна, которое открывается в преддверие улитки.

 

Внутренне ухо.

В нем находится улитка. Улитка разделена более тонкой мембраной (мембраной Рейснера) и более толстой и упругой мембраной (базальной мембраной) на три канала:

-верхний канал (вестибулярная лестница);

-нижний канал (барабанная лестница);

-средний канал (перепончатый), заполнен эндолимфой.

 

В среднем канале на базальной мембране по всей длине расположен кортиев орган. В нем имеется два вида вторично – чувствущих механорецепторов: наружные волосковые клетки и внутренние волосковые клетки.

 

Наружные волосковые клетки располагаются в 3-4 ряда, общее их число – 12-20 тыс.

Внутренние волосковые клетки расположены в один ряд (3.5 тыс.). Один полюс волосковой клетки крепится к базальной мембране, а другой – обращен в полость.

Имеет волоски (стереоцилий) – 100 волосков, верхушки которых связаны между собой тонкой нитью (микрофиломентом).

Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и покрыты тенкториальной (покровной) мембраной.

Колебание овального окна, открывающегося в преддверие улитки, вызывает колебательные волны в нижнем и верхнем канале, и неизмененными доходят до круглого окна, которое покрыто мембраной и открывается в среднее ухо.

Наличие такого окна позволяет совершать перилимфе колебательные движения.

Эти колебания передаются на средний канал, вызывая колебания эндолимфы, а значит и базальной мембраны.

Это приводит к отклонению группы волосков на несколько градусов, увеличивает напряжение тончайшей нити (микромилофиломента), что вызывает механическое открытие 1-5 ионных каналов.

Происходит деполяризация волосковых клеток и, как следствие, выделение медиатора – (ацетилхолин?, глютамат?, аспартат?).

Медиатор действует на дендриты ганглиозных нервных клеток спирального ганглия (1 нейрон).

Аксоны этих нервных клеток несут звуковую информацию к кохлеарным ядрам слухового центра продолговатого мозга, далее к верхним оливам, ядрам латерального лемниска, нижнему двухолмью четверохолмья, медиальным коленчатым телам, слуховой коре.

На пути от рецепторов к коре слуховая информация проходит 3-5 уровней переключений и не менее 3 перекрестов. В корковом отделе слухового анализатора происходит обработка полученной информации.

 

Проводниковый отдел.

Первый нейрон- биполярный. Дендрит нейрона симпатически связан со слуховым рецептором кортиева органа. Аксон первого нейрона проводит импульс ко второму нейрону. Аксоны вторых нейрон после частичного перекреста посылают переработанную информацию к третьему нейрону, а от него возбуждение поступает в КБШ- четвертый нейрон.

 

Корковый отдел.

Локализуется в верхней части височной доли. Нервные импульсы от медиального коленчатого тела направлены первичную слуховую зону. Вторичная кора активируется импульсами таламуса и от первичной коры. В результате взаимодействий возбуждения первичной и вторичной зоны формируются ощущения.

 

Теории восприятия звуков.

- Теория Гельмгольца.

Исходя из строения периферического слухового аппарата, Гельмгольц предложил свою резонансную теорию слуха, согласно которой отдельные части основной мембраны - «струны» колеблются при действии звуков определенной частоты. Чувствительные клетки кортиева органа воспринимают эти колебания и передают по нерву слуховым центрам. При наличии сложных звуков одновременно происходит колебание нескольких участков. Таким образом, согласно резонансной теории слуха Гельмгольца, восприятие звуков разных частот происходит в разных участках улитки, а именно, по аналогии с музыкальными инструментами, звуки высокой частоты вызывают колебания коротких волокон у основания улитки, а низкие звуки приводят в колебательные движения длинные волокна у верхушки улитки.

 

Гельмгольц полагал, что центра слуха достигают уже дифференцированные раздражения, а корковые центры синтезируют полученные импульсы в слуховое ощущение.

 

- Теория Бекеши.

Теория, объясняющая первичный анализ звуков в улитке сдвигом столба пери- и эндолимфы и деформацией основной мембраны при колебаниях основания стремени, распространяющихся по направлению к верхушке улитки в виде бегущей волны.

 

 

Социальные мотивации.

Присущи преимущественно человеку, формируются на основе межличностных отношений и потребностей человеческого общества. Примеры: стремление к достижению определенного положения в обществе.

 

Биологические мотивации.

Присущи и человеку, и животному. Возникают на основе внутренних физиологических потребностей. Например: половое влечение, страх, жажда, голод.

Возбуждение при формировании биологической мотивации, возникает в центрах гипоталамуса вследствие непосредственного действия на них факторов внутренней среды- кровь, лимфа, или же в результате поступления к ним импульсаций от различных органов и тканей. Затем оно распространяется на другие образования лимбической системы, на нейронные комплексы передних долей коры большого мозга. Дальнейшее усиление активности в гипоталамусе через таламопокрышечные связи стимулирует РФ среднего мозга, что приводит к генерализованному возбуждению всех отделов коры большого мозга, предопределяя новый- доминантный статус мотивационного возбуждения. С этого момента структуры мозга объединяются в функциональный комплекс, направляющий организм к удовлетворению той потребности, на базе которой сформировалась доминирующая мотивация. Удовлетворение потребности может быть полным и неполным, от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.

Полное удовлетворение потребности ведет к прекращению мотивационного возбуждения и соответствующей деятельности.

 

 

Хранение информации.

Процесс длительного удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.

 

Воспроизведение.

Это ни в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.

 

Забывание.

Это угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.

 

Консолидация памяти- процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную.

 

 

Теории памяти:

а) Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот.

 

б) Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория "запоминания на физиологическом уровне". В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление - это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях - это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

 

в) Гештальтизм. Основное понятие этой теории - понятие гештальта- обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Функция определенной организации материала может быть реализована только в результате деятельности субъекта.

 

- Искусственный.

- Наркотический

- Гипнотический

3) Патологический (при анемии мозга, летаргический сон)

 

Фазы сна:

На основании анализа ЭЭГ сон делят на «быстрый» и «медленный» сон.

 

На «медленный» (ортодоксальный) сон приходится 75-80% от общей продолжительности сна.

Для медленного сна характерно снижение мышечного тонуса, урежение работы сердца, урежение ЧСС, снижается температура тела. Сновидения происходят, но плохо вспоминаются при просыпании.

 

Медленный сон по мере его углубления проходит последовательно 4 стадии:

1) Дремотное состояние, преобладают альфа-волны (8-13 гЦ)

2) Поверхностный сон, характерны сигма-волны (3-7 гЦ)

3) Неглубокий сон, появляются сонные веретена (12-15 гЦ) и К-комплексы (серия медленых потнциалов большой амплитуды) в сочетании с высоковольтными дельта-волнами.

4) Глубокий сон, в ЭЭг преобладают дельта-волны (0,5-2 гЦ)

 

«Быстрый» (парадоксальный) сон, на него приходится 20 - 25% от общей продолжительности сна. Возникает 6-8 раз во время ночного сна.

В этот период отмечаются движения глазных яблок, сокращение дыхания и пульса, повышение артериального давления, электрическая активность коры, как у бодрствующего.

В этот период происходят сновидения, которые при просыпании легко вспоминаются.

 

Современная теория сна.

Первично торможение возникает в лобных долях, которые наиболее чувствительны к действию тормозных факторов. Это снимает их тормозящее влияние (в состоянии бодрствования) с гипногенных подкорковых зон.

К ним относятся гипоталамический центр сна (в переднем гипоталамусе), ряд неспецифических ядер таламуса (таламическая гипногенная зона), центр сна в ретикулярной формации, дорсальное ядро шва.

Они активируются и:

-тормозят восходящие активирующие влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий;

-вызывают синхронизацию ЭЭГ (их еще называют синхронизирующая подкорковая система). Это приводит к развитию сна.

Считают, что в формировании сна участвует ряд гуморальных факторов

 

Работа с гиперссылками на источники информации в сети Интернет для виртуального варианта рабочей тетради.

Для более углубленной подготовки к практическому занятию Вы можете воспользоваться гиперссылками.

Вид деятельности: самостоятельное изучение материала в сети Интернет

Строение спинного мозга

Функции спинного мозга

Строение и функции спинного мозга

 

 



Используемая литература и источники

 

1. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека: учебник. – М.: Медицина, 1990. – 480 с.: ил. – 9Учеб. Лит. Для учащихся мед. Училищ). – ISBN 5-225-00841

2. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. – М.: Медицина, 1983, 208 с, ил.

3. Воробьева Е. А. и др. Анатомия и физиология. – М.:Медицина, 1987. – 432 с.; ил.

4. https://studfile.net/preview/2898867/page:3/

5.  https://studfile.net/preview/6674934/

6. https://learningapps.org/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: