Человек в мире религиозных традиций и общественного мнения (Ю. Н. Сафронов)

Коммунистическая партия, выдвинув в своей программе лозунг: "Все во имя человека, для блага человека", еще раз показала, что главная цель ее деятельности - создание условий для всестороннего развития личности каждого члена общества.

Марксизм-ленинизм, раскрыв сущность человека как совокупность общественных отношений, поставил практическое решение этой проблемы на научную основу. Коренные изменения общественных отношений в результате победы социализма создали объективные материальные и моральные предпосылки для свободного развертывания способностей каждой личности. В системе "общество-личность" эти преобразования прежде всего выразились со стороны общества - в изменении классовой структуры, со стороны личности - в расширении возможностей для присвоения себе своей всесторонней сущности всесторонним образом*.

* (См. К.Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 591.)

Личность - это индивидуальное бытие общественных отношений. Среди факторов, определяющих ее характеристику, помимо классовой принадлежности большую роль играют отношения в коллективе, выступающие в качестве той первичной ячейки, через которую индивид включается в общество. Разнообразие личностей в условиях единства основных отношений в социалистическом обществе в значительной мере объясняется различием условий существования в коллективе, характером воспитания, особенностями индивидуального опыта. Коллектив как социальный организм, в котором осуществляется непосредственное общение индивидов, характеризуется своей специфической "психологией", выражающейся в наличии особого коллективного мнения, общности оценок, норм взаимоотношений, поведения.

Однако этот комплекс внутриколлективных отношений не является зеркальным отражением общественной психологии более крупных общностей, элементом структуры которых выступает данный коллектив, группа. Отношения внутри коллектива, группы могут как соответствовать отношениям класса, общества в целом, так в той или иной мере могут отличаться от них, а иногда в силу ряда причин находиться в противоположности к соответствующим отношениям в общностях более высокого порядка (например, религиозные, нравственные).

Личность, выступая в качестве фокуса, в котором "пересекаются" отношения различных качеств и уровней, подвергается, таким образом, разносторонним, часто прямо противоположным воздействиям. Причем "пересечение" таких воздействий может не только обогащать ее опытом других людей, но иметь и отрицательные последствия для самой личности в воспроизводстве или закреплении существующих пережитков в сознании и поведении. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что личность не является пассивным объектом воздействия окружающей среды. С одной стороны, она сама является в известной мере субъектом этих отношений, с другой стороны, личность реагирует на внешние воздействия оценочно-избирательно в соответствии со сложившимися взглядами, убеждениями, установками.

И все-таки в детерминационном процессе отношения "общество-личность" определяющей стороной выступает социальная среда - от общества в целом до первичной группы ближайшего окружения.

Группа, в которую включен индивид, объективно предъявляет к поведению последнего известный минимум требований в соответствии с установившимися ценностными ориентациями, которые выражаются в традициях, обычаях, негласных нормах взаимоотношений и т. п. В комплексе элементов внутригрупповой психологии традиции и обычаи выступают в качестве механизма преемственности, устойчивости исторически сложившихся форм поведения. Незыблемость этих традиций и обычаев поддерживается силой общественного мнения как регулятивного фактора во внутригрупповых отношениях. Общественное мнение выступает также в качестве силы, способной преодолеть, сломать устаревшие формы поведения, если последние перестали соответствовать новым условиям, вступили в противоречие с интересами и потребностями большинства членов группы.

В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть механизм включения личности в группу, характеризующуюся наличием устоявшихся традиций и обычаев, а также воздействия общественного мнения в его регулятивной функции на личность в качестве фактора, мотивирующего ее поведение. Именно поставленной задачей объясняется тот факт, что автор не рассматривает вопросы генезиса и эволюции традиций и мнения, их обусловленности характером объективного бытия общности, выступающей в качестве носителя традиций и субъекта общественного мнения. Традиции рассматриваются как устоявшиеся, а общественное мнение - как функционирующее *. При этом функционирование традиций и общественного мнения исследуется в одной сфере отношений - в религиозных отношениях.

* (О генезисе и развитии общественного мнения и традиций см. А. К. У ледов. Общественное мнение советского общества. М., 1963; И. В. Суханов. Роль социалистических традиций и обычаев в коммунистическом воспитании. - "Вопросы коммунистического воспитания". Воронеж, 1965.)

В основе религиозных отношений, как и других идеологических отношений, лежит комплекс идей, представлений и норм, являющихся их практическим выражением. Немаловажное значение имеет организационное опосредование религиозных отношений соответствующими учреждениями, структурами от иерархии священнослужителей до религиозной общины. Внутри религиозных отношений между идеями, представлениями, с одной стороны, и учреждениями - с другой, существует взаимодействие. Учреждения в качестве организационной системы клира и верующих являются своего рода инструментом осуществления преемственности и пропаганды идей и взглядов. Система идей и представлений выступает как основа организационного объединения единоверцев.

В религиозном комплексе, включающем идеи, представления, чувства и обрядовую сторону, наиболее живучими и цепкими являются религиозные традиции и обычаи. Материалы конкретных социальных исследований характера религиозного сознания современного верующего свидетельствуют о том, что культивирование религиозных традиций и обычаев может продолжаться и в том случае, когда религиозные представления и чувства оказываются в значительной мере разрушенными*. Нередки случаи участия в религиозной обрядности неверующих людей.

* (См. Н.П. андрианов, Р.А. Лопаткин, В.В. Павлюк. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966, стр. 198-208.)

Живучесть обрядовой стороны религиозного комплекса объясняется и тем, что указанные традиции и обычаи при поддержке консервативного общественного мнения религиозно настроенных людей выступают по отношению к личности, не имеющей атеистических убеждений, как необходимость, властно повелевающая действовать в соответствии с общепринятыми правилами. Особенно это распространено в селах, где поведение индивида в значительной мере зависит от мнения ближайшего окружения.

Деревня как относительно обособленная, в большинстве случаев малочисленная группа людей в силу специфических особенностей структуры, быта, уровня культуры наиболее подвержена влиянию религиозного традиционализма. Не последнюю роль в этом играет известное отставание развития производительных сил в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью.

Наличие на селе значительного количества верующих может привести в ряде случаев к преобладающему влиянию мнения религиозно настроенных людей о необходимости культивирования религиозных традиций и обычаев*. В этом случае мнение верующих может выступить в качестве фактора мотивации поведения лиц, не только колеблющихся между верой и неверием, но и отдельных нестойких, характеризующихся шаткостью, расплывчатостью мировоззрении неверующих. Религиозное мнение, поддерживая культивирование отживших форм поведения, способствует становлению соответствующего умонастроения, социально-психологического фона, облегчающего восприятие религиозной идеологии.

* (Задачей настоящей статьи не является подробное рассмотрение общесоциологического содержания понятия "общественное мнение" и его специфических особенностей в сфере религиозных отношений. В дальнейшем общественное мнение, в котором выражено отрицательное отношение к проявлению религиозного традиционализма, будет характеризоваться как атеистическое и соответственно мнение, выступающее в поддержку религиозных традиций и обычаев, - как религиозное.)

Силой, способной парализовать влияние мнения религиозного окружения на поведение лиц с несложившимся мировоззрением и одновременно преодолеть религиозные традиции и обычаи, может выступить активно функционирующее атеистическое общественное мнение. Этим определяется как теоретическое, так и практическое значение необходимости разработки вопросов, связанных с функционированием общественного мнения в сфере религиозных отношений, исследования механизмов воздействия его на личность. "Решение вопроса о зависимости того или иного протекания психических процессов от объективных условий определяет пути формирования, направленного изменения, воспитания психологии людей"*.

* (С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 3.)

Характер действия механизмов религиозных традиций и общественного мнения нельзя изучить, не опираясь на конкретные факты из жизни коллектива. В основе данной статьи лежат материалы конкретного социально- психологического исследования населения села Поречье, Пинского района, Брестской области.

Деревня Поречье, относительно крупный населенный пункт (758 человек взрослого населения), находится в 25 км от районного центра. В селе имеется средняя школа, клуб, больница на 30 коек, швейная и сапожная мастерские. Колхоз "Труд", на территории которого расположена деревня, является экономически средним хозяйством с развитым животноводством и большим количеством техники. В селе функционирует православная церковь. Все верующие православного вероисповедания.

Исследование проводилось выборочно-статистическим методом. Опрошен был каждый четвертый взрослый житель села по случайной выборке. Таким образом, было обследовано 177 человек, а также дополнительно 77 человек по программе изучения связей в среде ближайшего окружения.

Анализ полученных ответов позволил разделить их по отношению к религии на три группы:

1) верующие - 58 человек, или 32,7%,

2) колеблющиеся - 54 человека, или 30,1%,

3) неверующие - 65 человек, или 37,2%*.

* (Приведенные данные в целом согласуются с результатами выборочного опроса населения 17 сел БССР, проведенного АН БССР в 1964-1965 гг. См. "Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков". Минск, 1965, стр. 42, 173.)

Перед исследованием ставилась задача выяснить принцип соотношения мнений в сфере религиозных отношений внутри отдельной, относительно замкнутой общности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: