Характеристика ведущих компонентов профессионального самосовершенствования педагога

Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога,повышение квалификации

План

1.Требования к профессиональному становлению педагога на современном этапе

2. Характеристика ведущих компонентов профессионального самосовершенствования педагога

3.Повышение квалификации педагогических работников

 

1. Требования к профессиональному становлению педагога на современном этапе

Развитие и становление профессиональной компетентности педагога, готового и способного решать профессиональные задачи, осуществлять инновационные процессы,составляет стратегию образования на современном этапе. Профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности.

Различают следующие виды профессиональной компетентности:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению.

Самосовершенствование в профессиональной деятельности-необходимое условие развития педагогической компетентности учителя. Профессиональное становление происходит очень сложно,так как к оно практически никак не регламентируется программами и временем обучения. Весь процесс самосовершенствования сугубо индивидуален, а порой имеет ситуативный характер. Педагоги-это взрослые люди с разной самооценкой,потенциалом,мотивацией на педагогическую деятельность.

Назовем основные противоречия,характеризующие нынешнее состояние профессионального образования:

-между требованиями,предъявляемыми к личности и деятельности учителя и практическим уровнем готовности выпускников педгогических вузов к выполнению ими профессиональных функций;

-между состоянием профессионального уровня учителя и социальной потребностью в его непрерывном самосовершенствовании;

-неготовность основной части учителей к разработке и внедрению инновационных технологий,связанных с реформированием образования.

Названные противоречия и ряд других вызвали необходимость смены целевых ориентаций,внедрение системы многоуровневого педагогичесого образования. Это требует от учителя не только непрерывного педагогического образования,но и разработку,и реализацию индивидуальной образовательной траектории с целью удовлетворения личностных образовательных потребностей и потребностей общества.

 Приступая к работе по самосовершенствованию, студент, начинающий учитель должны иметь данные объективного анализа своей работы за определенный период, рекомендации наставников по улучшению своей профессиональной деятельности. Систематическую работу по самосовершенствованию профессиональной деятельности надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики,установления причин как успехов,так и неудач. Анализируя собственную деятельность,будущий учитель совершает рефлексию,без которой нет поступательного движения к педагогическому мастерству. Ведущими компонентами профессионального самосовершенствования является самообразование,самовоспитание и саморазвитие.

Характеристика ведущих компонентов профессионального самосовершенствования педагога

Самообразование учителя -это целенаправленная познавательная деятельность педагога,основная форма повышения его профессиональной компетентности,заключающаяся в усовершенствовании знаний и обобщении педагогического опыта путем систематической самостоятельной работы с научной и методической литературой. Самообразование-основа роста квалификации учителя как специалиста.

По определению А.Дистерверга, «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,пока сам работает над собственным образованием и воспитанием». Не менее значимы слова нашего современника Д.С.Лихачева: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили,но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться-не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.»

Самовоспитание – в профессиональной деятельности рассматривается как формирование своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сравнительно позднее приобретение личности связано с определенным уровнем развития самосознания,критического мышления,способности проявления «самости»: самоопределения, самовыражения, самораскрытия, самосовершенствования,самооценки.

Профессиональное самовоспитание имеет,по определению В.А. Мижерикова, М.Н.Ермоленко,довольно сложную систему мотивов и источников активности.В первую очередь это потребность в самосовершенствовании,которая не формируется сама по себе в зависимости от тех требований,которые предъявляются обществом к его профессионально-личностному развитию. Основой профессионального самовоспитания является противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель-значит вызвать истинную потребность в самовоспитании,которая в дальнейшем поддерживается личным источником активности: убежденностью,чувством долга,ответственностью,здоровым самолюбием,профессиональной честью. Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию,и когда профессиональная педагогическая деятельность в глазах учителя приобретает личностную,глубоко осознаваемую ценность,тогда начинается процесс самовоспитания.

Саморазвитие учителя-процесс обогащения деятельностных способностей и личностных качеств в ходе различных видов професииональной деятельности. Основанием служит усвоение социального,педагогического опыта и достижений культуры: способность учиться и реализовывать свою профессиональную деятельность «со знанием дела» и воплощение своего социально-культурного опыта в педагогическую деятельность. Чем больше педагог «отдает» себя творческой деятельности,тем больше он получает,внутренне обогащаясь и совершенствуясь. Большую роль в саморазвитии играют самостоятельные действия педагога по отношению к самому себе: самовоспитание и саморегуляция.

Для достижения профессионального педагогического мастерства как студенту,так и учителю важно овладеть навыками самостоятельной работы. В процессе профессиональной подготовки студенту необходима планомерная,целенаправленная работа на аудиторных занятиях:умение слушать,делать записи на лекциях и семинарах. Не менее значима самостоятельная работа в процессе самоподготовки. Это овладение разными способами чтения; соотнесение прочитанного,изученного в системе изучаемых дисциплин; повторение,составление плана,написание тезисов, конспектов, рефератов,курсовых и выпускных квалификационных работ, разработка инновационных педагогических проектов и их защита; овладение навыками создания презентаций по изученным проблемам.

В последние годы уделяется большое внимание участию студентов в научных студенческих обществах,что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, с целью овладения навыками научного исследования; подготовки к выступлениям на научных конференциях,написанию статей в научных сборниках,выдаваемых в вузе или других организациях.

Для начинающего учителя самостоятельная работа остается важнейшим компонентом профессионального самосовершенствования: это расширение системы знаний по преподаваемым дисциплинам, овладение различными методами подачи материала на уроках,творческий поиск своей эффективной технологии педагогической деятельности,проявление профессионального интереса к новым научным и методическим исследованиям; это поиск пути к овладению педагогическим мастерством.

Важным условием самосовершенствования начинающего учителя является педагогический коллектив, в котором он начинает свою деятельность. Если в коллективе царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности,принципиальности и конструктивной критики,где поддерживается творческий поиск коллег,радуются созданию новых технологий, то молодой педагог стремится соответствовать требованиям профессионального коллектива. Напротив, отсутствие внимания к коллегам,пренебрежение к их творческому поиску,скептическое отношение к их деятельности неизбежно ведет к утрате потребности в самосовершенствованию.

Построение программы самообразования и самовоспитания направлено на освоение тех методик,технологий, которые повысят качество профессиональной деятельности.Для этого педагог должен иметь план деятельности, в котором определены способы его реализации и четкое самоопределение.

Начинающему педагогу необходимо овладеть культурой общения, выступления перед аудиторией, перцептивными(понимание себя и других людей) умениями.

Этап самовоздействия-это управление своим психическим состоянием,т.е. средство саморегуляции. Средства и способы самовоздействия в деятельности педагога,которыми необходимо владеть,очень важны. К ним относятся: релаксация-общее состояние покоя,расслабленности после сильных переживаний или физических усилий; разного рода приемы: отключение, самоотвлечение, самоубеждение,самоприказ,самоконтроль,самовнушение и др.

Следует отметить,что можно зафиксировать не все этапы самосовершенствования, главное-чтобы каждый,вступивший на педагогический путь,выработал свой кодекс профессиональной чести и неукоснительно руководствовался им в жизни.

Самоактуализация и самореализация — это высшие уровни саморазвития, которое начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения (в его позитивных формах) и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки. Это происходит тогда, когда личность приобретает чувство полной идентичности со своей профессиональной деятельностью, социальным окружением; зрелость; способность творить даже при решении простейших задач. Здесь ей уже не надо самосовершенствоваться, строить планы, программы и т.п., самосовершенствование становится повседневным и постоянным актом, в ходе которого человек реализует себя полностью, постигает смыслы жизни и труда, объективно достигает общественно признаваемых результатов. Многочисленные психологические исследования показывают, что самоактуализирующийся педагог достигает результаты в на порядок выше в  обучении, воспитании детей, развитии их позитивной «Я-конценции», чем педагог, не вставший на этот путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: