Проанализируйте содержание экономической программы С.Ю.Витте

Подготовил: студент 2 курса История группа Б

Мирошниченко Ростислав.

         Задания к самостоятельной работы студентов.

Охарактеризуйте Николая II как государственного деятеля.

Характер нового русского царя был противоречив. В нем одновременно уживались педантичность в одних вопросах и непоследовательность – в других, самолюбие и настойчивость в достижении цели, с одной стороны, и неуверенность в себе – с другой. По отзывам ряда современников из числа буржуазных либералов, царь не имел "блестящего ума" и говорил "штампами". Однако известный драматург и театральный критик того времени А.Ф. Кони опровергал последнее утверждение: "Мне не раз приходилось слышать его речи по разным случаям. И я с трудом узнавал потом их в печати – до того они были обесцвечены и сокращены, пройдя сквозь своеобразную цензуру". Николай II всячески стремился сохранять абсолютную самостоятельность и, отстаивая самодержавие, не выпускал из рук личной власти, невзирая на попытки жены – императрицы Александры Федоровны и Г. Распутина влиять на царя и его политику. События 1905–1907 гг. ("Кровавое воскресенье" – расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., Всероссийская октябрьская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 г. и волна восстаний 1905–1907 гг., прокатившаяся по стране и подавленная властями) подтвердили жесткость царской власти. Идя порой на временные уступки, царь ни одной существенной позиции за время своего правления не сдал. К моменту вступления на престол нового императора Россия стала огромной (22,2 млн. кв. км), экономически сильной державой. Капитализм в стране не только вполне сложился, но и начал переходить в стадию монополизации. К 1900 г. в России было уже около 30 крупных картелей и синдикатов. Высокими темпами развивалось железнодорожное строительство, горнодобывающая, машиностроительная, металлургическая отрасли тяжелой промышленности. Если в 1893 г. население страны составляло 125 млн. человек, то в 1913 г. – уже 165 млн. При этом официально сохранялось деление на сословия (дворянство – 1,5%, купечество и духовенство – 0,5%, казаки – 2,5%, мещанство – 11%, крестьянство – 77%). Любой монарх выражает в первую очередь интересы своего сословия – дворянства. В то время эта норма вступила в противоречие с реалиями. В России сложилась классовая структура. Окрепшая, хотя и немногочисленная, буржуазия становилась сильнее и нуждалась в защите своих интересов. Понимая необходимость компромисса, Николай II, оставаясь самодержцем, учреждает Государственную Думу (1906) с ограниченными законодательными правами, а в поисках опоры в зажиточном крестьянстве проводит Столыпинскую аграрную реформу.

Какие решения по крестьянскому вопросу на рубеже XIX- XX в.в. обсуждались в правящих кругах России? Дать развёрнутый ответ.

Нараставшее недовольство "свободных сельских обывателей" своим положением, низкий уровень платежеспособности основной массы их хозяйств, негативно сказывавшийся и на состоянии государственных финансов - все это свидетельствовало как минимум о необходимости серьезной корректировки политики самодержавия по отношению к крестьянству. Во второй половине 90-х гг. были приняты некоторые меры, призванные способствовать переселению страдавших от "земельной тесноты" крестьян Европейской России за Урал. 1 января 1895 г. вступили в силу новые паспортные правила, в соответствии с которыми крестьянам предоставлялась возможность более свободного передвижения по территории империи. В начале 1902 г. под председательством СЮ. Витте было образовано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Оно и занялось поиском рецептов решения крестьянского вопроса, опираясь при этом на содействие созданных тогда же местных сельскохозяйственных комитетов (губернских и уездных). Особое совещание просуществовало около трех лет и было ликвидировано в начале 1905 г., уже во время революции, так и не завершив свою работу. Однако Совещание все же успело ясно заявить о необходимости радикального пересмотра политики самодержавия в отношении крестьянства, высказавшись, в частности, за принятие мер, направленных на постепенную ликвидацию общины и насаждение индивидуальной крестьянской собственности на землю. Соответствующие рекомендации Особого совещания, таким образом, в основном предвосхищали основные положения столыпинской аграрной реформы. Крестьянская проблема обсуждалась накануне революции 1905- 1907 гг. не только в Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Параллельно ему функционировала образованная также в 1902 г. Редакционная комиссия при Министерстве внутренних дел. В отличие от Особого совещания комиссия (она закончила свою работу осенью 1903 г.) высказывалась лишь за некоторую корректировку традиционной правительственной политики в отношении деревни, считая, в частности, необходимым консервацию существующих форм землевладения.

 

Проанализируйте содержание экономической программы С.Ю.Витте.

Политика индустриализации, разработанная Витте, требовала значительных капиталовложений из бюджета. Перспективной ее целью было в течение примерно десяти лет догнать промышленно развитые страны Запада, прочно укрепиться на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е гг. возросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т. е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур, таких, как Государственный банк и Министерство финансов России, во всех преобразованиях. Итогом такой тактики стало, например, учреждение в 1890 г. для проникновения на рынки Китая, Монголии, Кореи, Персии русско-китайского, русско-корейского банков и учетно-ссудного банка Персии. От иностранной конкуренции отечественную промышленность ограждал таможенный тариф. Правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900–1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные и частные предприятия. Широкое распространение получила концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулом для отечественной промышленности. Экономическая программа Витте пользовалась поддержкой царя: Николаю II импонировала в ней возможность укрепить экономическое могущество России, практически ничего не меняя в самодержавной системе государственного управления. Реальным результатом экономической политики Витте стало ускоренное развитие промышленного и железнодорожного строительства. В период с 1895 по 1899 г. в среднем в стране строилось 3 тыс. километров путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования, ориентированные на прибыль, не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны. Разрабатывались Витте и меры по укреплению позиций капитализма в сельском хозяйстве. Предложенные им меры, проводимые впоследствии в жизнь П. А. Столыпиным, такие, как ликвидация общины, развитие товарно-капиталистического крестьянского хозяйства, в тот период не встретили понимания царя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: