Ведущий: Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми

Сборник тренингов и

 семинаров – практикумов с родителями.

Методическая разработка.

Автор – составитель:

Педагог – психолог

Сайфутдинова Татьяна

Александровна

Губкинский 2013 г

Содержание

1.Психологическая готовность к школе……………………………………….2

2.По дороге в школу…………………………………………………………….7

Почему учиться трудно или что такое адаптация к школе?.........................10

4.Тренинг «Бумеранг родительского гнева»…………………………………..14

5.Детско – родительский тренинг «Связующая нить»………………………..18

6.Тренинг «Мир детский и мир взрослый»…………………………………….20

7.Секреты здоровья детей раннего возраста……………………………….......22

8.Игрушки детей раннего возраста……………………………………………..26

9.В царстве упрямства и капризов……………………………………………...30

10. Игра в жизни ребёнка………………………………………………………..32

Приложения.

Тема «Психологическая готовность к школе».

Задачи: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка.

Материалы: книга, мяч.

Приветствие.

Родителям нужно назвать своё имя и продолжить фразу «Моё настроение похоже на…»

Упражнение «Цветок».

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распуститься, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который погрызёт корни. Тогда болеет весь цветок.

Ведущий: То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешен он будет в школе. Часто упускается из виду развития самих психических процессов, необходимых дляосуществление учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развития мелкой моторики руки, мотивация. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение) цветок всё равно распуститься (ребёнок быстро научиться читать и писать, решать задачи). Но состояния цветка зависит ещё и от качества листьев, через которое тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться с дезадаптацией.

Мини – лекция «Психологическая готовность к школе».

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений и навыков ребёнка, что само по себе тоже важно. Самое главное при переходе на новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

1.Прежде всего – это желание учиться – это мотивационная готовность, которая включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое…Можно задать ребёнку вопросы:

- Хочешь ли ты идти в школу?

Что в школе самое интересное?

Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался.

Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе. И если недостаточно у ребёнка представлений о школе, то их надо развивать.

 Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо» учиться. Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать писать и считать.

У ребёнка должен быть сформированы волевые качества, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок сосредоточенно заниматься каким – либо делом? (рисовать, лепить, мастерить). Для развития у детей волевых качеств и совершенствование всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребёнок должен поставить цель: строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).

Социально – психологическая готовность. Этот компонент включает в себя формирование качеств, благодаря которым ребёнок может общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, где дети занимаются общим делом и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми. Необходимы умения: войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, защищаться. Он должен себе ясно представлять, что придётся обходиться какое – то время без мамы и в этот период самостоятельно решать все возникающие проблемы. А если самому справиться не удастся, нужно попросить о помощи других детей или учительницу. Поэтому обратите внимание, как ваш ребёнок умеет общаться, легко ли вступает в контактсо взрослыми и детьми.

4. Важна также для успешного обучения в школе умственная готовность. Она предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление: способность постижение основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

- овладения на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развития тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.

Сформированности представлений о пространстве и времени, о животном, растительном мире, об общественных явлениях.

Побеседуйте с ребёнком, знает ли он, что такое «слева», «справа», «внизу», «вверху». Разбирается ли он в отличии «вчера», от «сегодня» и «завтра». Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, умеет ли он выделять главные части, делать умозаключения.

Кроме этого, ребёнку поступающему в школу, необходимо знать:

 - своё фамилию, имя, отчество;

- свой возраст (желательно дату рождения);

- свой домашний адрес;

- город, где живёт, достопримечательности, страну;

- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

- времена года, последовательность месяцев.

Ведущий: Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми.

 Гимнастика мозга (выполнять совместно с родителями)

«Уши». Цель энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от внешней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.

 «Кулак, ребро, ладонь» - сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга

«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прикасается к мизинцу левой. После этого меняет положение рук.

Умение учится – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает в себя умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации, ответит на вопросы: «Что ты будешь делать? Как ты будешь делать? Какие предметы тебе понадобятся? Как ты сделал хорошо или плохо?

Итак, мы видим, готовность к обучению не может оцениваться лишь по тому умеет ли ребенок читать и писать. Подготавливая ребенка к школе необходимо его учить слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию. Кроме этого необходимо в ребенке развивать самостоятельность и ответственность. В детском саду огромное внимание уделяется подготовке детей к школе, но ваша помощь в развитии своего ребенка просто неоценима. Так как ребенок в любом возрасте нуждается еще и в общении с близким человеком, внимании, любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: