Специфика применения интерактивных технологий: работа в парах, группах; кейс метод; ролевая (деловая) игра; имитационная технология (метод игрового проектирования) и др

Технология дистанционного и online обучения как инструмент инклюзивного образования.

Эффективным средством организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение. Дистанционное обучение представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально.

 В организации дистанционного обучения были выделены следующие особенности:

 ‒ учет уникальных особенностей, интересов, способностей и потребностей обучающихся;

 ‒ необходимость в специальном мультимедийном оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, наушники, колонки);

 ‒ активное включение в образовательный процесс родителей обучающихся;

‒ использование в обучение современных информационно-коммуникационных технологий.

 В ходе образовательного процесса проходит как общение педагога с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение обучающимися заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов по почте.

При организации дистанционного обучения можно выделить следующие направления:

‒ свободный темп работы, не ограниченный временными рамками;

 ‒ удобное для обучающегося место занятий, домашняя обстановка;

 ‒ модульность обучения, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;

 ‒ личностно ориентированный подход в обучении;

 ‒ разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний и умений.

 Дистанционное обучение предполагает составление на каждого ученика индивидуального календарно-тематического планирования и проведение дистанционных уроков, которые проходят по заранее составленному расписанию.

Средствами дистанционного обучения могут быть:

- учебники и учебные пособия на бумажных носителях;

- учебники и учебные пособия на компакт-дисках;

- аудио учебно-информационные материалы;

- видео учебно-информационные материалы;

- тренажеры с удаленным доступом;

- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах.

 

 Проходит дистанционный урок следующим образом:

1) педагог находится в дистанционной оболочке, а именно в классе, по материалам которого планируется проведение урока;

2) для оперативной связи с обучающимся используются чат, скайп, обмен внутренними сообщениями;

3) педагог инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет цель и задачи урока, план проведения, приглашает обучающегося к общению в программах для онлайн взаимодействия;

 4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, педагог находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чат, скайп);

5) при отсутствии обучающегося в дистанционной оболочке педагог старается выяснить причину его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок).

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникационным технологиям. В начале обучения ребенку нужно помочь освоить работу на компьютере по выполнению учебных действий, освоению умений работы в электронной оболочке, поэтому необходима заинтересованность родителей к урокам в дистанционном режиме. Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Реализацию такого образования можно осуществить с помощью дистанционного обучения, необходимо только создать максимально доступное и эффективное образовательное пространство, при организации которого будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся и включаться не только ученики, но и педагоги, родители и специалисты помогающего профиля.

Источник:
Студеникина О. В. Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 368-371. — URL https://moluch.ru/archive/142/39923/ (дата обращения: 05.04.2020).

 


Специфика применения интерактивных технологий: работа в парах, группах; кейс метод; ролевая (деловая) игра; имитационная технология (метод игрового проектирования) и др.

Т. С. Панина рассматривает интерактивное обучение как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Существуют разные классификации интерактивных методов обучения.

Дискуссионные методы – это вид интерактивных методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников «дискуссии».

Групповая дискуссия (от лат. «discussion» – рассмотрение, исследование) – метод организации совместной деятельности, позволяющий воздействовать на мнения и установки участников в процессе непосредственного общения и обмена информацией.

 

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

– обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулированию проблемы;

– моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный студент не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

– формирование способности критически оценивать и защищать свои убеждения.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специальной терминологии – казусы, или кейсы) из профессиональной практики. Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

Основные фазы процедуры дискуссии:

1) фаза ориентировки (определение целей и темы дискуссии, сбор информации по обсуждаемой проблеме);

2) фаза оценки (упорядочивание, обоснование и совместная оценка полученной информации);

3) завершающая фаза (подведение итогов дискуссии – сопоставление полученных результатов с целями).

 

Кейс-метод (сase study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, педагогических, психологических ситуаций (от англ. «case» – случай). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод – довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

Источники формирования кейса: художественная и публицистическая литература; материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме; реальные события местной жизни также могут стать ценным источником ситуаций для кейса; неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами.

Научность и строгость кейсу придают статистические данные.

Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.

При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата (в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружающими и др.). В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников. Игра с ее возможностями моделирования жизни предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу выращивания.

Игровые методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.

Преимущества этого метода состоят в том, что ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз, до тех пор, пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той или иной роли. В игре также наличествуют две важнейшие составляющие обучения – необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми.

Игра, даже индивидуальная, чаще всего акт взаимодействия человека с реальным или воображаемым партнером. Обязательным условием в любой игре является имитация какой-либо реальной ситуации. Подавляющее большинство игр многофункционально.

Атрибутами любой игры являются ролевой набор, технология игры, игровое взаимодействие. Ролевой набор является важнейшим компонентом игры. Роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса.

Ролевой набор игры – совокупность ролей участников игры, позволяющих реализовать технологию игры.

Технология игры – совокупность сценария, правил и последовательности реализации ролевого поведения, а также санкций за их нарушение.

Игровое взаимодействие – совместное поведение участников игры, определяемое ее сценарием. В определенных ситуациях игровое взаимодействие может регулироваться не сценарием, а указаниями руководителя («вводные»), а также самими участниками (нарушение правил или творчество).

Обучающие игры отличает четкая структурированность, наличие явно прописанного алгоритма действий, наличие ролевого набора или общей для всех участников роли и др.

Деловая игра – это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

Имитационная игра – игровой метод активного обучения с признаками имитации, отражающей характерные черты действительности, сочетающий такие элементы игры, как соревнование и правила, но не предполагающий проигрывание ролей.

Имитационные игры включают самые разнообразные игры с разной целевой направленностью, которые в отличие от ролевых представляют собой лишь общую модель социальной системы, без конкретных заданных ролей и отношений между ними.

Наибольшей эффективностью этот вид активного социально-психологического обучения отличается в сфере объективации межличностных и межгрупповых отношений, делового взаимодействия, процесса и механизмов принятия индивидуальных и групповых решений и т. д.

К признакам имитационной игры относят:

– моделирование условий среды;

– распределение ролей;

– игру по правилам;

– в большинстве своем с разделением на периоды;

– имеет целью поддающийся колличественной оценке результат;

– тренировку принятия решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: