Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.

Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».

В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что число педагогических технологий увеличивается и роль инклюзивного образования повышается. В настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

 

 

Неустроева Е. Н., Прокопьева Ю. П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13030/

Модель образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида), в рамках одного учреждения, предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик ПМПК.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и команда учителей и специалистов ПМПК решают следующие задачи:

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально - технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно - пространственной среды.

2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

3. Определение объема, содержания - основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии - форм и содержания - коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.

4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне ПМПК и школы), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.

6. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

В состав специалистов ПМПК образовательного учреждения, кроме координатора по инклюзии (завуча по инклюзии или старшего воспитателя, руководителя соответствующего структурного подразделения ОУ, психолога, логопеда и дефектолога), должны входить специалисты, которые непосредственно работают с ребенком - - воспитатели или учителя, - специалисты сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач).

Председателем ПМПК должен быть сотрудник ОУ, обладающий достаточным административным ресурсом: координатор по инклюзии в образовательной организации (старший воспитатель, завуч по инклюзии) или руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч начальной школы.

Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в индивидуальную образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации ИОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ условий полноценного включения его в образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.

Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута можно представить так:

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов. Заключается договор с родителями.

Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника - если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы - договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени - например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Разработку индивидуального образовательного маршрута, и, соответственно - ИОП, предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух - трех недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты ПМПК проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС - центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПК по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: