План
1.Индивид, индивидуальность, личность.
2. Социализация личности
1. Изучая сущность человека, психологи пользуются такими терминами:
Индивид – характеристика человека как члена какой-то общности.
Индивидуальность – совокупность всех физических и духовных черт человека которые создают его неповторимость, своеобразие. Индивидуальность дается каждому человеку от природы. Она может быть яркой, своеобразной или не очень.
Личность – комплекс общественно – значимых черт человека определяющих его отношение с другими людьми. Личность формируется в течении жизни.
Сильной личностью можно назвать человека, который всегда поступает в соответствии со своими убеждениями и не поддается влиянию обстоятельств и других людей.
Формирование личности зависит от многих причин:
- Врожденные особенности.
- Воспитание.
- Влияние общества.
2. Социализация личности – ребенок с детства учится жить в обществе, с начало у родителей, затем у учителей, воспитателей – это агенты 1-го уровня.
Друзья, соседи- так же влияют на человека, но не только целенаправленно. Это агенты социализации 2 уровня
этапы социализации личности:
· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
· Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
· Подростковый возраст – на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
· Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
· В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.
Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.
Вопросы по теме:
1. Понятие «Индивид»
2. Раскройте понятие «Личность»
3. Перечислите факторы социализации личности (не менее 3)
4. Как вы понимаете выражение «Свобода – условие самореализации личности»?
5. Приведите пример «разумного эгоизма» в своих действиях или в поведении окружающих.
6.Понятие «индивидуальность»
7.Перечислите этапы социализации личности
Тема 9. Межличностное общение
План
1. Виды и формы общения
2. Межличностные конфликты.
3. Источники конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения
1. Общение – особый вид деятельности, включающий в себя обмен информацией и эмоциями между несколькими субъектами.
Все участники общения являются активными субъектами, даже если один говорит, а другой молчит. Главное, что он показывает свои чувства, демонстрирует свое отношение к словам собеседника.
Обмен информацией без обмена эмоциями называется коммуникация.
Виды субъектов общения:
1. Реальный присутствующий субъект
2. Реальный отсутствующий субъект
3. Вымышленный субъект
4. Общение вымышленных субъектов между собой.
2. Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание каким-то ограниченным благом, чем-то, что одинаково ценится с обоих сторон, но чего не хватает на всех.
Предмет конфликта – то, из-за чего разгорается конфликт.
Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничество сторон.
По масштабам различают личностные и социальные конфликты.
Способы решения конфликта
1. компромисс
2. Переговоры
3.Посредничество
4. Арбитраж
5. Примирение
6. Власть
7. Закон
Вопросы по теме
1. Перечислите виды и формы общения
2.В чем состоят особенности взаимодействия в молодежной среде.
3. Какие конфликты называют межличностными?
4. В чем, по–вашему источники конфликтов среди людей вообще и среди молодежи в частности?
5. Причины агрессивного поведения в нашем обществе?