Строение музыкального произведения

Обозначение тональностей латинскими буквами

Aa ля Bb си Cc до Dd ре Ee ми Ff фа Gg соль Hh Си

C-dur

До мажор

c-moll

до минор

Если в названии тональности есть слово «диез» или «бемоль»

+is Ais   Cis Dis Eis Fis Gis His
+es As искл. B искл. Ces Des Es искл. Fes Ges  

 

 

 

Три вида минора

Натуральный, гармонический, мелодический

Натуральный минор

Минор, в котором ступени не изменяются

(в нем только ключевые знаки).

Гармонический минор

Минор, в котором повышается VII ступень

(при движении вверх и вниз).

Мелодический минор

Минор, в котором

при движении вверх повышается VI и VII ступени,

а внизвсё отменяется, как в натуральном виде минора.

ТРИ ВИДА МИНОРА

1. Н (0) 2. Г (+1) 3. М (+2)
ключевые знаки      

# здесь – условное обозначение повышения ноты на полутон (в нотах при повышении может быть «бекар») .

Интервал

Расстояние между двумя звуками.

1. Интервал измеряется числом ступеней, которые он охватывает:

Прима –     1 ступень (до - до)

Секунда2 ступени (до - ре)

Терция –    3 ступени (до -ре- ми)

Кварта –  4 ступени (до -ре-ми- фа)

Квинта –   5 ступеней   (до -ре-ми-фа- соль)

Секста –     6 ступеней (до -ре-ми-фа-соль- ля)

Септима7 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля- си)

Октава -    8 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля-си- до)

 

2. Интервал можно измерить числом тонов и полутонов

чистая прима    0 т чистая квинта 3,5т
малая секунда 0,5т малая секста
большая секунда 1 т большая секста 4,5 т
малая терция 1,5т малая септима
большая терция большая септима 5,5т
чистая кварта 2,5т чистая октава

 

Чистые интервалы

Прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5), октава (ч.8)

Малые и большие

интервалы

Секунды (м.2, б.2), терции (м.3, б.3), сексты (м.6, б.6), септимы (м.7, б.7)

Узкие интервалы

Интервалы от примы до кварты (от ч.1 до ч.4)

Широкие интервалы

Интервалы от квинты до октавы (от ч.5 до ч.8)

Интервалы

Дорожка узких интервалов: (ч1)-м2-б2-м3-б3-ч4
 



             

                                                       

Консонансы

Мягко звучащие интервалы.

Все чистые интервалы (прима, кварта, квинта, октава), малая и большая терции, малая и большая сексты.

Диссонансы

Резко звучащие интервалы.

1.Малая и большая секунды, малая и большая септимы.

2.Тритоны.

ИНТЕРВАЛЫ (определение на слух)

УЗКИЕ ШИРОКИЕ
ч.1 -повтор м.2 -разрешение VII в тонику б.2 -начало гаммы м.3 -начало минорного трезвучия б.3 - начало мажорного трезвучия ч.4 -призыв («вставай») ч.5 -пусто, гудит (крайние звуки 53) м.6 -минор («грустная Ёлочка») б.6 -мажор («Ёлочка») м.7 -не очень резко(D7) б.7 -очень резко ч.8 -звуки сливаются

ТРИТОНЫ

МАЖОР                        МИНОР

ум.5 - б.3                         ум.5 – м.3

                              ув.4 – м.6                         ув.4 – б.6

Обращение интервалов

Перенос нижнего звука на октаву вверх.

  • чистые интервалы - обращаются в чистые,
  • малые – в большие, большие – в малые,
  • увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные-  в увеличенные.

в сумме – число «9»

Тритон

Интервал, в котором три тона (6 полутонов).

Это: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшенная квинта (ум. 5).

в натуральном мажоре и гармоническом миноре:

ув 4           ум 5

IV           VII(#)

(«ув четыре на четыре»)

в натуральном миноре:

ув.4         ум5

      VI         II

Разрешение тритонов

Тритоны являются диссонансами, поэтому требуют разрешения.

При разрешении:

увеличенный интервал – увеличивается,

уменьшенный интервал-уменьшается.

натуральный мажор

ув.4 → м6

ум.5 → б3              

гармонический минор

ув.4 → б6

ум.5 → б3              

натуральный минор

ув.4 → м6

ум.5 → б3          

Увеличенная кварта (тритон)

Интервал, который охватывает 4 ступени и содержит 3 тона. Диссонанс.

Уменьшенная квинта (тритон)

Интервал, который охватывает 5 ступеней и содержит 3 тона. Диссонанс.

Увеличенная секунда

Интервал, который охватывает 2 ступени и содержит 1,5 тона.

· Встречается в гармоническом миноре между VI и VII ступенями (из-за повышения VII ступени).

· Звучит также, как малая терция, но в ладу является диссонансом и требует разрешения.

                       ув2 →   ч4

                       VI    V

МЕТРОРИТМ

Пульс (метр)

1.Ровные удары, которые слышны в музыке.

  • Каждый удар называется доля.
  • Доли бывают сильные и слабые.

2. Равномерное чередование сильных и слабых долей.

Доля

Единица музыкального метра (один удар пульса).

Сильная доля

Первая доля в такте.

Такт

Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли.

Такты отделяются друг от друга тактовой чертой.

Затакт

1. Неполный такт в начале мелодии.

2. Начало мелодии со слабой доли.

Ритм

   Чередование разных длительностей.

Размер

Это две цифры в начале произведения.

Верхняя цифра означает – сколько долей в такте,

Нижняя цифра означает – какой длительности равна одна доля.

размер

Две доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и)

 

размер

Три доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и)

 

размер

Четыре  доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и 4и)

размер

Три доли в такте.

Доля равна восьмой (счет: 1 2 3)

размер

Шесть долей в такте.

Доля равна восьмой (счет: 1 2 3 4 5 6)

Нота с точкой

 

 



И2и3и 1и2и   3и

1и2     1и      2

Точка около ноты удлиняет ноту на ее половинку.

Половинная с точкой длится столько же, сколько длятся половинная и четверть вместе (три доли, три четверти).

Четверть с точкой длится столько же, сколько длятся четверть и одна восьмая вместе (полторы доли).

Пауза

Знак молчания.

Четвертная

пауза

Пауза, равная четвертной длительности, то есть она считается, как четверть – «раз и».

1и 1и

Восьмая пауза

 

Пауза, равная восьмой длительности, то есть она считается, как восьмая – «раз» (или - «и»)

1  1

Четверть с точкой и восьмая

Ритмическая группа из четвертной длительности с точкой и одной восьмой.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «четверть с точкой и восьмая» занимает одну долю.

    1и2 и

Пунктирный ритм

Ритмическая группа из восьмой длительности с точкой и шестнадцатой.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «пунктирный ритм» занимает одну долю.

 1и -

Синкопа

Смещение акцента с сильной доли на слабую.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «синкопа» занимает две доли.

                            1 и2 и

Триоль

Ритмическая группа, образующаяся при делении длительности на три равные части вместо двух.

  1 и

Группировка

Объединение длительностей в группы в соответствие с размером.

Инструментальная группировка

· В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты группируются (объединяются под ребро) так, чтобы видна была доля.

· В размере 3/8 – длительности меньше четверти группируются под одно ребро.

· В размере 6/8 - длительности меньше четверти группируются под одно ребро, при этом должно быть видно деление такта на 3/8 и 3/8.

Вокальная группировка

му-зы- ка

Группировка длительностей в соответствие со слогами текста (один слог – одна нота).

· В случае распева слога длительности меньше четверти объединяются под одно ребро.

Пример группировки

     



ДЛИТЕЛЬНОСТИ

целая половинная половинная с точкой четвертная (четверть)
ТА -А -А -А  1и2и3и4и ТА -А            1и2и ТА -А -А 1и2и3и ТА   1и
восьмые шестнадцатые одна восьмая  и две шестнадцатых две шестнадцатых и одна восьмая
ТИ ТИ   1 и ТИ-РИ-ТИ-РИ
 

 

 


1 - и -

       ТИ ТИ-РИ 1 и - ТИ-РИ ТИ 1 - и 
четверть с точкой и восьмая пунктирный ритм синкопа триоль
ТА-А ТИ 1и2  и     ТИ-И -РИ 1 и     -   СИН - КО -   ПА  1 и2   и   ТРИ-О-ЛИ   1 и
пауза целая пауза половинная пауза четвертная пауза восьмая
  1и2и3и4и   1и2и ПА С 1

 




АККОРДЫ

Аккорд

Созвучие из трех и более звуков.

Трезвучие

Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Обозначается цифрами (индексом) 53

4 вида трезвучий

(вне лада)

1. Большое (устойчивое, мажорное)                Б53

2. Малое (устойчивое, минорное)                   М53

3. Уменьшенное (неустойчивое, напряженное)

4. Увеличенное (неустойчивое, удивленное)  

ЧЕТЫРЕ ТРЕЗВУЧИЯ

(ПОСТРОЕНИЕ, ПЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ)

Большое трезвучие (мажорное) Увеличенное трезвучие (удивленное) Малое трезвучие (минорное) Уменьшенное трезвучие (напряженное)
       

  б3+м3              б3+б3               м3+б3             м3+м3

 

Трезвучия в ладу

В тональности трезвучия приобретают принадлежность к какой-либо ступени.

Поэтому в их названии указывается не характер звучания (Б, М, Ув.,Ум.), а ступень, на которой они построены.

 

 

 

Трезвучия в До мажоре
Обращение трезвучия

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх.

У трезвучия два обращения:

1. Секстаккорд ( индекс 6)

2.Квартсекстаккорд (индекс 64)

  • В обращениях появляется интервал кварта.
  • В секстаккорде кварта вверху.
  • В квартсекстаккорде – кварта внизу.
  • Основная нота – на вершине кварты.

              53        6            64

Секстаккорд         Б6        М6

1. Первое обращение трезвучия.

2. Аккорд из трех звуков, состоящий из терции (внизу) и кварты (вверху).

  • Между крайними звуками – интервал секста (отсюда название – «секстаккорд»).

Б6  -мажорный секстаккорд = м3+ч4

М6   -минорный секстаккорд = б3+ч4

Квартсекстаккорд                      Б64  М64

1. Второе обращение трезвучия.

2. Аккорд из трех звуков, состоящий из кварты (внизу) и терции (вверху).

  • Между крайними звуками – интервал секста, между нижним и средним звуком -кварта (отсюда название – «квартсекстаккорд»).

Б64-мажорный секстаккорд = ч4+б3

М64-минорный секстаккорд = ч4+м3

 

Септаккорд

Аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

· Обозначается цифрой (индексом) 7

Между крайними звуками образуется интервал септима– отсюда и название «септаккорд».

· Септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы.

 

 
 
Доминантовый септаккорд (D7)

Септаккордот V ступени (от доминанты).

· Строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

· Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой (T3)

 

 

Построение аккордов от звука

Б5= б3+м3 Б6 = м3+ ч4 Б6= ч4 +б3
M53, = м3+б3 M6 = б3+ ч4 M64 = ч4 +м3
Ум53 = м3 +м3

В секстаккордах

всё наоборот!!!

 
Ув53 = б3+б3 D 7 = б3+м3+м3        

 

 

 

СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Период

Законченное изложение музыкальной мысли. Периодобычно делится на предложения. Период бывает:
  • повторного строения (из двух предложений с одинаковым началом, но разными окончаниями).
  • неповторного строения (из двух разных предложений)
  • квадратный( число тактов в каждом  предложении делится на 4)8т=4т+4т
  • неквадратный (число тактов, хотя бы в одном из  предложений, не делится на 4)
  • однотональный (начинается и заканчивается в одной тональности)
  • модулирующий (начинается в одной тональности, заканчивается в другой).

Предложение

Часть периода(обычно его половина),заканчивающаяся каденцией. Предложениесостоит из фраз.

Фраза

Часть предложения– небольшое, относительно законченное музыкальное построение.

Мотив

Небольшой  выразительный мелодический оборот. Обычно группируется вокруг одной сильной доли.

Цезура

Граница между музыкальными построениями (фразами, предложениями). Чаще всегопроявляется в виде долгой длительности, паузы или повторения мелодии.

Каденция

Мелодический или гармонический оборот,создающийощущение завершенности или незавершенности в конце предложения или периода. Каденция бывает: · Серединная (половинная) – в конце первого предложения. В мелодии обычно – любая ступень, кроме I, создает ощущение незавершенности; · Заключительная – в конце периода. В мелодии – I ступень, создает ощущение завершенности.

Секвенция

 

Повторение мотива на другой высоте. Повторяющийся мотив называется «звено». Секвенция бывает: · «восходящая» -второе звенозвучит выше, чем первое; · «нисходящая» - второе звенозвучит ниже, чем первое.

Канон

Многоголосное музыкальное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно,с опозданием.
Реприза Знак повторения.

Модуляция

Переход из одной тональности в другуюи завершение в ней музыкального построения. Чаще всего встречается модуляция в параллельную тональностьили тональность Доминанты.

Отклонение

Кратковременный переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в основную тональность.

Хроматизм

Изменение основной ступени звукоряда(повышение или понижение на полутон). Бывает: · Ладовый (для большей выразительности мелодии, усиления ладовых тяготений). · Модуляционный(возникает при модуляции, в связи с появлением знаков, характерных для новой тональности).   В мелодическом движении хроматизмы бывают вспомогательными и проходящими.

Вспомогательный хроматизм

Звук, взятыйполутоном выше или ниже между основной ступенью звукорядаи ее повторением.

Проходящий хроматизм

Звук, взятыймежду двумяосновными ступенями звукоряда, отстоящими друг от друга на тон.

Транспонирование

Перенос мелодии из одной тональности в другую.

Определение знаков в диезных тональностях

В мажоре: VII ступень (сразу под Тоникой) указывает на последний ключевой диез. В миноре:сначала перейти в параллельную мажорнуютональность, а потом определить знаки по VII ступени.

Определение знаков в

бемольных тональностях

 


В мажоре: В названии мажорной тональности всегда есть слово «бемоль» (искл. Фа мажор). · Идем по ключевым знакам до Тоники и прибавляем следующий бемоль. · Или – по IV ступени, которая указывает на последний бемоль. В миноре:сначала перейти в параллельную мажорнуютональность, а потом определить знаки, как в бемольном мажоре.
     

7 МЕЛОДИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ (как может двигаться мелодия)

1. Повтор

Одна и та же нота звучит несколько раз.

2. Поступенно

    вверх / вниз

Ноты идут по порядку.

3. Трезвучие

    вверх / вниз

Три звука через ноту.

4. Качелька

   вверх / вниз

Движение на соседнюю ноту и обратно.

5.Перешагивание

    вверх / вниз

Ход через одну ноту (интервал терция).

6. Скачок

  вверх / вниз

Ход через две и больше нот

(интервал кварта и шире).

7. Опевание

сверху / снизу

Окружение ноты соседними звуками.

                   

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: