Технологический прорыв

Как и другие развитые страны в послевоенный период СССР переживал научно-технический прогресс. Мы были в менее выгодных условиях, чем США, не испытавшие разрухи во время войны, и сосредоточившие за счёт Ленд-лиза в своих руках крупные финансовые средства. Война затормозила в СССР многие исследования, не связанные с нуждами фронта, и в ряде отраслей мы должны были догонять американских коллег. «Холодная война» заставила правительство изменить свою политику в отношении развития науки.

Осенью 1955 г. советскими учёными в ЦК было направлено «Письмо трёхсот», направленное против Лысенко и мракобесия в науке, подорвавшие положение «народного академика». Прекратилась практика деления науки по классовому признаку. Однако, не имея возможности равноценно финансировать все направления научных исследований, приоритет продолжал отдаваться оборонным программам, где собирались лучшие учёные и создавались все условия для работы.

Важнейшее место в развитии советской науки занимали атомные исследования. В области же физики атомного ядра СССР прочно занял 1-ое место в мире. В ответ на первую в истории атомную подводную лодку, созданную в США, в 1957 г. в СССР был спущен на воду 1-ый атомный ледокол «Ленин».

Мощный подъём переживала атомная энергетика, началась замена ТЭС и ГЭС на АЭС. Правда, некоторые ученые, как Капица, пытались предупредить власти об опасности чрезмерного использования атомных технологий, но к ним мало прислушивались.

В кон. 40-х гг. в СССР началась разработка вычислительной техники и в 1951 г. уже была создана 1-ая отечественная ЭВМ, сильно облегчившая расчёты ядерникам-физикам и баллистикам. Однако в этой отрасли отставание было настолько велико, что ликвидировать его так и не удалось.

Острое соперничество с Западом развернулось в области авиастроения. Особое соперничество развернулось за лидерство в военной и гражданской реактивной авиации.

Первыми гражданский реактивный самолёт «Комета» создали и ввели в строй в 1952 г. англичане, но после нескольких взрывов в воздухе лично У.Черчилль запретил их эксплуатацию. В 1955 г. в воздух поднялся первый советский реактивный лайнер Ту-104 (конструктор Туполев), оказавшийся на ближайшие годы единственным из действующих в мире. Как и у западных коллег, у советского лайнера тоже оказалась своя непонятная болезнь, которую пилоты прозвали «подхватом» (во время полёта самолёт неожиданно подбрасывало вверх, после чего он сваливался в штопор). В народе даже напевалась строчка на мотив похоронного марша: «Ту-104 – самый лучший самолёт».

И всё же все специалисты считали его самым лучшим и комфортабельным в мире. Дизайн интерьера и меню (с обязательными 50 г армянского коньяка и бутербродом с икрой) разрабатывались лично женой конструктора Туполева.

Несмотря на проблемы, полёты не прекратили, т.к. они приобрели политический характер – доказательство превосходства СССР над западными государствами. Хрущёв не преминул похвастаться этим превосходством перед западными лидерами, и во время его визита в 1956 г. вместе с Председателем Совета министров Н.А.Булганиным в Великобританию, в аэропорту Хитроу в Лондоне приземлился Ту-104. После отбытия первого самолёта в Хитроу прибыл второй Ту-104. На следующий день в британских газетах появилось сообщение, что это был один и тот же самолёт, а «русские попы» в воздухе умудрились перекрасить номера лайнера. «Русские попы» – это русские пилоты, одетые во всё чёрное. Подобная статья разгневала главного конструктора А.Н.Туполева, приказавшего сразу трём самолётам одновременно прибыть в Хитроу, а пилотам выдать финансовые средства для покупки новых пиджаков. Эффект от приземлившихся советских Ту-104 английские журналисты сравнили с появлением летающей тарелки.

После трагедии 17 октября 1957 г. (рейс Пекин – Москва) благодаря последнему отчёту с падающего самолёта пилота Кузнецова, все проблемы Ту-104 были выявлены и исправлены. В 1957 г. один лайнер Ту-104 на несколько дней был установлен на выставке ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства).

Но триумфом советской науки стало покорение космоса, превращенного в одну из важнейших арен «холодной войны». Достижениям в освоении космоса придавалось политическое значение, т.к. они ярко олицетворяли преимущество той или иной системы. В 1955 г. на конгрессе Международной астронавтической федерации в Дании представители США зачитали письмо президента Д.Эйзенхауэра, в котором официально заявлялось о подготовке к запуску 1-го спутника Земли, что должно было напомнить миру о недосягаемости американской техники и бесспорном лидерстве США в мировом сообществе. В ответ на это письмо советские представители заявили о том, что в сравнительно недалёком будущем можно ожидать осуществление советского проекта по запуску спутника.

4 октября 1957 г. под руководством С.П.Королёва и М.С.Келдыша в СССР был осуществлён запуск 1-го в мире искусственного спутника Земли. Узнав об этом, Хрущёв заявил:

«Спутник на околоземную орбиту вывела межконтинентальная баллистическая ракета, которая может доставить и ядерную бомбу в любую точку земного шара. А это значит, что в соотношении сил в мире произошел коренной перелом».

И хотя ракета Р-7, поднявшая 80-килограмовый спутник не могла ещё поднять 5-тонную термоядерную бомбу, на Западе это событие вызвало страх. Президента Эйзенхауэра весть о советском спутнике застала врасплох. Немецкий учёный и конструктор ФАУ-2 Вернер фон Браун, вывезенный американцами в 1945 г. из Германии, заявил министру обороны:

«Ну, теперь в Вашингтоне разразится сущий ад».

Действительно, это сообщение вызвало в США переполох: началось падение биржевых акций, телевизионные пророки утверждали, что русские теперь в любой момент могут разрушить Нью-Йорк из космоса, пастор Клут предсказывал «конец света», а учёный Герберт Йорк написал позднее:

«Из всех символов мифологии страха спутник был самым драматическим».

3 ноября 1957 г. на околоземную орбиту было выведено 1-ое живое существо – собака Лайка, погибшая из-за отсутствия спускаемого аппарата на 7-е сутки от перегрева. Американские защитники животных подняли было волну критики, но на фоне столь грандиозного события их никто не заметил.

После столь мощных поражений США стремились восстановить свой престиж, опередив русских в лунной программе и запуске в космос первого человека. В июле 1958 г. Конгресс США принимает закон о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), но первые попытки достичь Луны окончились провалом.

14 же сентября 1959 г., со 2-ой попытки, «лунник» Луна-2 попал в склон кратера Автолик, доставив туда вымпел с гербом СССР, а уже на следующий день, прибывший в США Хрущёв, получил возможность похвастаться новой победой социализма. Во время поездки Хрущёва по Америке не было ни одного выступления, где бы он ни затрагивал темы спутника и «лунника».

В октябре 1959 г. советский спутник обогнул Луну и сфотографировал её обратную сторону. Параллельно с лунной программой обе стороны усиленно готовились к первому орбитальному полёту человека.

12 апреля 1961 г. мир облетело известие о полёте первого в истории космонавта Юрия Гагарина. «Нью-Йорк геральд трибюн» писала:

«С точки зрения пропаганды, первый человек в космосе стоит, возможно, более ста дивизий или дюжины готовых взлететь по первому приказу межконтинентальных ракет».

Уже 25 мая 1961 г. в своей речи перед Конгрессом президент США Дж. Кеннеди национальной задачей провозгласил программу высадки первого человека на Луну. Линдон Джонсон, сменивший убитого в 1963 г. Кеннеди, значительно увеличил затраты на космос, заявляя:

«Я не верю, что нынешнее поколение американцев хочет примириться с положением, когда каждую ночь приходится ложиться спать при свете "коммунистической луны"».

Сосредоточив в космической программе крупные финансовые средства и используя знания учёных-эмигрантов со всего Старого Света, США постепенно начали ликвидировать своё отставание.

Особенностью советской науки было то, что её победы в соперничестве с капиталистическим Западом никак не отражались на благосостоянии рядовых советских граждан.

В отраслях, не связанных с «оборонкой», практически отсутствовала амортизация. Оборудование, закупленное во время первых пятилеток и вывезенное после войны из Германии, устарело, а новые технологии осваивались медленно. К 1955 г. лишь 7 % станков на производстве были автоматическими и полуавтоматическими, велика была доля ручного труда.

К сер. 50-х гг. в Кремле стали понимать опасность дальнейшего технического отставания, но причину этого видели в исторической отсталости России и послевоенной разрухе. Радикального изменения политики в отношении науки не произошло, и власти ограничились лишь созданием новых ВУЗов и НИИ, и увеличением в 4 раза расходов на науку.

Во 2-ой пол. 50-х гг. была предпринята попытка преодоления монополии Москвы и Ленинграда на науку и высшее образование. В регионах появились свои ВУЗы и целые научные городки, наиболее известным из которых был Академгородок в районе Новосибирска, превратившийся в крупнейший исследовательский центр в стране. В целом 50-60-е гг. ознаменовались оживлением в науке, и именно тогда было сделано 80 % всех научных открытий послевоенного 40-летия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: