Одной из самых важных отраслей реформ Хрущёва была социальная сфера. Уровень жизни советских граждан, несмотря на выход СССР на передовые рубежи во многих направлениях науки и техники, оставался очень низким.
Наиболее остро со времён окончания II Мировой войны стоял жилищный вопрос. Многие граждане проживали в коммуналках, бараках, землянках и прочих малоприспособленных для жилья помещениях. 4 ноября 1955 г. было принято решение о массовом строительстве жилья. Скорейшее решение жилищной проблемы, которой Хрущёв отвел 10-12 лет, планировалось достичь не только за счёт увеличения капиталовложений, но и за счёт удешевления жилья. Без конкурса был принят проект Лагутенко К-7 – дома, названного за более тонкие стенки «сверхлёгким», а в народе получившего название «хрущёвка».
Началась кампания борьбы с излишествами, что привело к появлению «обдирных домов», где дореформенная нижняя часть была с облицовкой, а верхняя пореформенная без облицовки. Парадность и украшательство в архитектуре были решительно осуждены, сами архитекторы оказались в загоне.
|
|
XX съезд КПСС в феврале 1956 г. принял решение о сокращении расходов на строительство на 20 %, что достигалось за счёт удешевления всех элементов в строительстве. Например, совмещённый санузел, снижение высоты потолка с 3 м до 2,5, ликвидации лифтов (именно поэтому «хрущёвки» строились 5-этажными, т.к. это максимум, определённый врачами для дома без лифта), краны с длинным носиком – один на раковину и ванну и т.п. Нерациональность больших кухонных комнат доказывалась слишком большой затратой времени и сил хозяйки, вынужденной бегать от стола к шкафам и плите (об этом даже снимались пропагандистские документальные фильмы).
Для удовлетворения потребностей жителей маленьких квартир разрабатывалась мебель-трасформеры. Но на практике промышленность наладила производство лишь секретеров, диванов-кроватей, кресел-кроватей и малогабаритных стенок, но и их нужно было ещё «достать».
В фильме «Бриллиантовая рука» кинорежиссёр Гайдай по-своему посмеялся над этой идеей трансформеров:
«Одним движением руки брюки превращаются… брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты».
Стандартизация в строительстве высмеивалась и в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Новые дома штамповались из блоков за 15 дней. Испытательным полигоном стали Черёмушки. Это название стало нарицательным – «черёмушками» народ стал называть новостройки в разных городах.
Значение этой кампании можно оценивать по-разному:
1. С одной стороны, население выезжало из бараков и коммуналок и получало отдельное жильё, что имело огромный положительный результат, и новосёлы встречали ордера с огромной радостью.
|
|
2. С другой стороны, экономия бетона и металла при строительстве вела к разбазариванию земли и тепла. 5-этажки занимали много места и не держали тепло, так что фактически они отапливали улицы.
В 1956 г. был принят Закон о пенсиях, по которому размер пенсий по старости составлял не менее 50 % от заработка, и устанавливался самый низкий в мире возрастной ценз: для мужчин – 60 лет при стаже 25 лет, для женщин – 55 при стаже 20 лет. Этот закон дал пенсионерам более или менее безбедную жизнь, но он не касался колхозников, которые имели свои приусадебные участки.
Подверглась изменениям и рабочая неделя, с 48 часов сниженная до 41 часа при двух выходных днях. Это легче, чем в ФРГ, Италии и Японии и лишь на 1 час выше, чем в США и Франции.
Наблюдался рост и заработной платы, но он был достаточно низким, и главной причиной этого являлся медленный рост производства потребительских товаров и сохранение превышения спроса над предложением.
В сер. 50-х гг. остро вскрылись проблемы образования:
1. Во-первых – в этот период на предприятие пришло поколение родившихся во время войны, которое было очень малочисленно и не могло удовлетворить потребности растущей промышленности.
2. Во-вторых – молодёжь в школах ориентировалась на поступление в ВУЗы, и не готовило себя для производства.
ВУЗы же могли принять лишь четверть всех желающих. В итоге предприятия получали совершенно не подготовленные кадры, не планировавшие и не желающие оставаться на производстве.
В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Закон ввёл всеобщую обязательную 8-летнюю среднюю школу, в которой среднее образование должно было сочетаться с производственным обучением в школьных мастерских. Дальше учащийся мог остаться в школе и получить полное среднее 11-летнее образование, либо завершить обучение в профессиональной школе, техникуме, вечерней или заочной школе рабочей молодежи. Всё это должно было разнообразить и, главное, приблизить школу к производству.
Но реформа оказалась совершенно не подготовленной и малопродуманной. В школах не была создана необходимая материально-техническая база. Выбор направления профессиональной подготовки учащихся зависел не от потребностей города или района, а от возможностей самой школы. Из-за этого, например, в центрах текстильной промышленности учащихся в школах обучали столярному делу. Общий уровень образования в профессиональных школах резко снижался, падал интерес к гуманитарным наукам. Большинство учащихся продолжало стремиться получить полное 11-летнее образование.
Видя общий провал реформы в 1964 г. 11-летняя школа вновь была преобразована в 10-летнюю, но система профобразования сохранилась.