Партийный контроль над духовной жизнью. Роль идеологии

В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий. Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии».

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. Из библиотек были изъяты и уничтожены все работы политических и идейных оппонентов большевиков. Изменениям подверглась и система образования. Были перестроены учебные планы и содержание учебных курсов. В их основе лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук.

Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным. В 30-е гг. начался новый виток репрессий против церкви. Прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В деревнях, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Идеологический контроль над деятельностью интеллигенции наряду с партийными органами осуществляли творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти», в единый Союз советских писателей и создать такие же союзы в других видах искусства. В августе 1934 г. прошёл I Всесоюзный съезд советских писателей. Он избрал правление союза во главе с М. Горьким. Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов. За поддержку власть предоставляла определённые материальные блага и привилегии (дома творчества, мастерские, жильё и пр.). «Отклонившихся» от партийной линии исключали из союза, лишали всех материальных благ и возможности публиковать свои произведения, устраивать выставки и пр. Они подвергались либо прямой травле, либо информационной блокаде. Многие из них закончили жизнь в сталинских застенках.

Членами официальных массовых организаций были представители всех категорий населения. Работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, находившихся под партийным контролем. Молодёжь с 14 лет была объединена в единую организацию — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), считавшуюся резервом и помощником партии. Младшие школьники вступали сначала в октябрятскую, а затем в пионерскую организацию. Массовые объединения были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: