Начало «нового искусства». Социалистический реализм. Изобразительное искусство

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Всё вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И.Э. Бабеля («Конармия»), В.В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А.С. Серафимовича («Железный поток»), К.А. Тренёва («Любовь Яровая»), М.А. Шолохова («Донские рассказы»), Д.А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая»). Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С.А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М.М. Зощенко, романом И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня». Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра — В.Н. Дени («Банда»), Д.С. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И.И. Бродского, А.М. Герасимова, М.Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И.Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна. В историю мирового кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжёлым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б.В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший своё знаменитое поэтическое полотно «Будущие лётчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: