Раздел 1. Этап становления печатной прикладной графики

ДИСЦИПЛИНА «СТИЛИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА»

 

Становление и основные этапы развития графического дизайна в контексте истории визуальных коммуникаций. Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в графическом дизайне.

Дисциплина состоит из системы аудиторных лекций, аудиторных семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

 

Цель дисциплины – дать системное представление о становлении и развитии отечественного и зарубежного графического дизайна и рекламы.  Графический дизайнер должен знать эволюцию стилевых направлений в графическом дизайне, уметь применять в своих проектах «профессиональный визуальный язык» для достижения коммуникативных целей.

Задачи дисциплины:

  - сформировать представление об основных этапах истории графического дизайна и рекламы;

- дать характеристику важнейших стилевых направлений в графическом дизайне;

- познакомить со спецификой стилевых подходов региональных дизайнерских школ и с именами выдающихся графических дизайнеров.

 

Предмет изучения дисциплины «Стили графического дизайна» охватывает большой исторический срез от появления печатных форм визуальной коммуникации до современной стилистики графического дизайна.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

 - стилевую периодизацию графического дизайна;

- знать особенности истории развития региональных и национальных школ графического дизайна;

 - знать творчество выдающихся представителей зарубежного и российского графического дизайна;

уметь:

- ориентироваться в исторической эволюции графического дизайна;

- анализировать исторический образец графической рекламы в контексте данного стиля и эпохи;

- различать стилистические приемы формообразования в графическом дизайне и рекламе региональных и национальных школ дизайна.

 

Содержание дисциплины состоит из трех разделов.

Первый раздел.

Взаимосвязь стилистики объектов утилитарной печатной графики с историческим периодом. Стилевые течения в печатной графике с XV – ХХ века. Классическая парадигма в графическом дизайне.

Становление и развитие визуальных художественных коммуникаций, графика и типографское искусство Европы XV – XVII вв., выдающиеся шрифтовики – создатели новой антиквы эпохи классицизма, прикладная графика и плакат XIX в., лубочная печатная графика, развитие печатной рекламы в России, стиль «модерн» в России и в Европе (плакат, упаковка, этикетка).

Второй раздел.

Становление графического дизайна как вида профессиональной деятельности в ХХ веке. Стилевые особенности национальных школ графического дизайна. Модернистская парадигма в стиле графического дизайна.

Стилевые направления в графическом дизайне 20 века, Баухауз (Веймар-Дессау) – новый центр творческих экспериментов в графическом дизайне, ВХУТЕМАС и российский конструктивизм, швейцарская (Базельская) школа графического дизайна как преемница методики Баухауза, графический дизайн в США, региональные школы графического дизайна (Голландия, Япония).

Третий раздел.

Особенности графического дизайна конца ХХ начала XXI века.

Постмодернистская парадигма в стиле графического дизайна.

Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в современном графическом дизайне.

Новая калифорнийская волна в графическом дизайне. Отказ от модернистских принципов проектирования в графическом дизайне. Связь новых технологий с графическим дизайном. Современные выдающиеся мастера графического дизайна и рекламы.

 

СТРУКТУРА И ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи дисциплины. Литература для изучения дисциплины. Основные термины. Историческая хронология и периодизация стилевых течений.

Раздел 1. этап СТАНОВЛЕНИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРИКЛАДНОЙ графиКИ

Тема 1. Становление и развитие визуальных художественных коммуникаций Взаимосвязь стилистики объектов утилитарной печатной графики с историческим периодом.Зарождение визуальной рекламы в Средние века. Официальные оповещения, зрелищная реклама, искусство вывесок. Истоки фирменного стиля. Клейма средневековых мастеров, их художественные и смысловые особенности.

Начало эпохи книгопечатания. Выпуск периодических изданий, появление коммерческой рекламы, иллюстрированных афиш. Предыстория развития отечественной печатной графики. Русская народная картинка XYIII в. Развитие лубка наряду с прикладной гравюрой. Их общие утилитарные функции и художественные задачи (синтез письма и графического изображения). Образная интерпретация лубком информации рекламного характера. Художественные средства выразительности лубочных картинок. Роль цвета, взаимодействие слова и изображения, простота и доходчивость, отсутствие фона и перспективы, гротеск и деформация изображений. Лубок-афиша как средство информации.

 

Тема 2. Графика и типографское искусство Европы XV – XVII вв. выдающиеся шрифтовики – создатели новой антиквы эпохи классицизма. Определение классической парадигмы в графическом дизайне (по С.И. Серову).

Великие европейские шрифтовики (Николаус Йенсен, Клод Гарамон, Уильям Кэзлон, Дж. Баскервилль, Джанбатиста Бодони,  Дидо) Стилевые изменения в искусстве шрифта (ренессанс, барокко, классицизм).

Связь искусства петровского времени с задачами государственного строительства и оформлением изменившегося быта (массовых празднеств, театральных представлений, маскарадов, парадов, фейерверочных зрелищ). Новые задачи печати. Первая газета «Ведомости». Гражданский шрифт, причины и формы его введения. Гравюра на металле XYIII в. как основной вид массового воспроизводства прикладной графики. Исполнение пригласительных билетов («визитных», «зазывных»), пропусков, дипломов, патентов, филиграней для бумаги, «клейм табашных», клейм на различную продукцию (бумагу, текстиль), билетов на публичные собрания и пр. Распространение прикладной графики в быту (игральные карты, визитные карточки, графика для почтового ведомства).

Определение понятия «классическая парадигма» теоретиком графического дизайна С.И. Серовым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: