Стилевые особенности прикладной графики XIX века в европейских странах.
Технический прогресс в художественной печати. Изобретение фотографии. Использование фотоматериалов в периодике. Изобретение цинкографии, ее возможности при воспроизведении графических иллюстраций. Журнал и газета: увеличение объема информации, необходимость новых подходов к форме подачи текстового и изобразительного материала; увеличение форматов, особое внимание к подаче коммерческой рекламы. Использование большого количества шрифтов и политипажей в объектах прикладной графики. Пластические особенности викторианского стиля и эклектики.
Тема 4. Стиль «модерн» в России и в Европе на примере образцов прикладной графики
Стиль «модерн», его истоки и основные пространственно-образные особенности в графике. Выработка специфических признаков плаката. Ж. Шере и его роль в истории развития рекламного плаката. Обращение к искусству плаката крупных мастеров живописи (А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар, Т. Стейнлен и др.). Французский плакат конца XIX – начала XX века. А. Муха, Ж. Вийон, Э. Грассе и др. Развитие печатной рекламы в России в конце XIX – нач. XX вв. Распространение понятий «товарный знак», «плакат», «графические искусства», «реклама». Деятельность У. Морриса и его движение «За связь искусств и ремесел». Художественное движение по обновлению типографского искусства через его возврат к традиционным эстетическим принципам. Югендстиль, ар нуво. Неорусский модерн в творчестве русских художников. Пластические особенности стиля модерн.
|
|
Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХХ ВЕКЕ.
Тема 5. Стилевые направления в графическом дизайне 20 века. Модернистская парадигма в графическом дизайне (по С.И. Серову).
Характеристика стилей в графическом дизайне 20 века: функционализм, конструктивизм, интернациональный стиль, Баухауз – новый центр творческих экспериментов в графическом дизайне. ВХУТЕМАС и российский конструктивизм. Политический плакат эпохи гражданской войны и коммерческая реклама эпохи НЭПа. Начало системной проектно-художественной деятельности, организация первых художественно-проектных бюро (Моссельпром, 1928). Фотомонтажи А. Родченко, Г. Клуциса. Реклам-конструкторы А. Ганн, В.В.Маяковский и А. Родченко, Эль Лисицкий, бр. Стенберги. Фирменный стиль Моссельпрома как символ эпохи. Определение понятия «модернистская парадигма» теоретиком графического дизайна С.И. Серовым.
Тема 6. Послевоенный модернизм (интернациональный стиль).Швейцарская (Базельская) школа графического дизайна
|
|
Швейцарская (Базельская) школа графического дизайна как преемница методики Баухауза. Опора на универсальные законы композиции, технологичность и рационализм при изысканности композиций, ясная структурность формы, достигаемая с помощью применения модульной сетки. Э. Рудер и его труд по теории, истории, практике и методике типографского искусства. Дизайн 1960-х
г.г. как метод целесообразной организации художественной формы. Шрифты знаменитых швейцарских дизайнеров (М. Мидингер, А. Фрутигер и др.).
Тема 7. Стилевые особенностиграфического дизайна в США
Графический дизайн в США. 1920-е гг. – формирование общества потребления. Эмиграция европейских лидеров современного искусства в Соединенные Штаты (1930-е гг.). Особенности современной дизайн-графики: броская, целенаправленная рекламность, общепонятность и оригинальность образов, функциональность пространства в сочетании с прагматическим и одновременно новаторским подходом к проблемам коммуникации. Практика ретроспективных показов собственной рекламы крупнейшими фирмами-производителями («Camel» - 100 лет рекламы», «Сосa-Cola» и др.). Выдающиеся американские графические дизайнеры: Херб Любалин, Милтон Глейзер, Сеймур Хваст и др.
Тема 8. Стилевые особенностиНидерландской школы графического дизайна.
1917 г. создание группы «Стиль», творчество художника-универсала Тео Ван Дусбурга. Послевоенные годы. Ян Ван Торн (р. 1932) продолжение типофотомонтажных опытов П. Зварта, работа со смысловым, гуманитарным материалом и связывает эту особенность с проблемами образования дизайнеров-графиков. Герард Унгер (р. 1942) один из ведущих современных дизайнеров шрифта. Дизайн-группы Grapus, Total Design, студия Dumbar, система графической идентификации, типографика, знаковость - суть вещи в основе голландского графического дизайна.
Тема 9. Стилевые особенности Японской школы графического дизайна.
Появление реклмного плаката в 18 веке. Реставрация Мэйдзи 1868 – конец «уединения» Японии, бурный рост промышленности и торговли. Распространение модернизма. 1914 - рекламные торговые плакаты с использованием офсетной печати. 1920 – первая выставка русской авангардной живописи. Японская графика 30 – 40-х преобладание ориентации на западные течения в искусстве. Японская реклама 50-е – 80-е. 90-е –признание мирового сообщества. Сущность национального подхода – преобладание образности, намека над логикой и точностью. Специфика дизайна японской упаковки.