Принцип скорейшего достижения цели

Выбирать следует самый быстрый вариант (то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.

Принцип надежности ориентирования.

Следует избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании.

Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.

Принцип уменьшения риска.

Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборам и оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка), поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%, что соответствует пятикратному обходному пути.

Принцип экономичности.

При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели -  более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.

 В этом смысле показателен следующий пример. После окончания соревнований два очень сильных ориентировщика из Латвии (это было еще в советские времена) разбирали варианты. Один спросил другого: «Ты как бежал на этот КП, слева или справа?». Другой (а это был неоднократный чемпион СССР Гуннар Дукште), ответил: «Напрямик!». «Но слева же лучше» - возразил его собеседник. Гуннар еще раз посмотрел на карту, подумал немного и ответил: «Да, слева лучше, но напрямик быстрее!».

Принцип учета индивидуальных особенностей.

У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, зато не любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но зато почти не теряет времени при беге по зарослям и бурелому. И, наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.

Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.

Критерии выбора пути.

Еще раз повторим – у спортсмена нет возможности производить сложные расчеты и измерения. Чем же руководствоваться при сравнении вариантов? При выборе обходных вариантов по дорогам надо опираться на цифры, которые мы уже приводили выше. Участки «белого» леса следует обходить по дорогам при обходном коэффициенте не более 1,2. Участки первой градации проходимости – при обходном коэффициенте не более 1,5 – 1.6, а участки второй «зеленки» рационально обходить по чистому лесу или по дорогам при двукратном (а иногда и трехкратном удлинении пути).

 Каждые 5 метров набора высоты на подъемах средней крутизны (с уклоном до 15%) «удлиняют» путь на 25-30 метров по отношению к бегу по равнине, на более крутых подъемах эта величина может достигать 40 и даже 50 метров. Крутые спуски не дают преимущества в скорости, и даже наоборот, спуски крутизной более 15% существенно замедляют движение. То же самое относится к траверсам крутых склонов.

 Все остальное приходит с опытом, в приобретении которого особую роль играет тщательный анализ пройденных дистанций, а также специальные тренировки, в которых отрезок между КП пробегается двумя-тремя различными вариантами, а затем сравнивается время прохождения.

 

Приведем ответы на задачи по сравнению вариантов, приведенные на рис.35.

Этап 1-2. Благодаря удобному траверсу довольно пологого склона и небольшому набору высоты прямой вариант выигрывает до 1 минуты.

Этап 2-3. Варианты примерно равны, но обходной все же немного быстрее.

Этап 4-5. Выигрывает северный обходной вариант. Южный обходной – самый медленный. Два центральных проигрывают из-за необходимости преодолевать неудобные для бега крутые спуски и терять при этом высоту.

Алгоритмы выбора вариантов.

В заключение раздела кратко остановимся на особенностях выбора вариантов на местности различного типа.

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:

  1. В первую очередь оцениваем наиболее короткий (прямой или относительно прямой) вариант.
  2. Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.
  3. Если прямой вариант неудобен для бега (или проблематичен с точки зрения ориентирования), более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в горной местности:

  1. В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.
  2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.
  3. Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:

  1. В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее «чистым» участкам.
  2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% «зеленку».
  3. Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Помните то, о чем уже не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый технически сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.

Тактическое планирование этапа.

 

 После того, как вариант бега до КП выбран хотя бы в общих чертах, необходимо определить, за счет чего он будет реализован. Тактическое планирование включает в себя определение технических приемов ориентирования, с помощью которых будет решаться задача скорейшего преодоления этапа до очередного КП, границ участков скоростного ориентирования, точного ориентирования, так называемой «переходной зоны», а также «точки атаки КП».

 Главным противоречием в ориентировании является противоречие между скоростью бега и точностью ориентирования. Устранить его можно, разбив этап на две составные части – участок скоростного ориентирования и участок точного ориентирования. На первом участке основной задачей является поддержание высокой скорости бега с сохранением такого уровня надежности и точности ориентирования, который в дальнейшем позволит перейти к точному ориентированию без особых проблем. Иными словами, в начале этапа мы жертвуем точностью ради скорости, а в конце – скоростью ради точности. Так как точное ориентирование предполагает знание своего местоположения с малой степенью погрешности, а на участке скоростного ориентирования эта погрешность может достигать значительно большей величины, необходим переходный отрезок, задача которого состоит в уменьшении погрешности в определении своего местоположения до уровня, достаточного для безошибочного выхода на КП.

Рис. 37 Принципы тактического планирования этапа.

 

Прямым следствием тактического разбиения этапа является так называемый «принцип светофора», применяемый для регулирования скорости бега с ориентированием. На участке скоростного ориентирования горит зеленый свет, в переходной зоне – желтый, а при выходе на КП – красный. Так можно доходчиво объяснить, что в начале этапа скорость максимальная, по мере приближения к КП скорость снижается, а при выходе на КП во главу угла ставится точность, ради которой можно пожертвовать скоростью. 

Рис. 38 Пример тактического планирования этапа

 

Данная схема тактического деления («грубое» ориентирование - переход от «грубого» к «точному» ориентированию - «точное» ориентирование) была предложена скандинавскими тренерами и полностью отвечает особенностям ориентирования на скандинавской местности, то есть в условиях среднепересеченной местности с однородной проходимостью, высокой плотностью ориентиров и слабо развитой дорожной сетью. В самом деле, если выигрышным является бег по прямой линии, то в начальной части такого этапа спортсмен может позволить себе ориентироваться с некоторой погрешностью и даже отклониться от прямой линии на несколько десятков метров. С точки зрения геометрии такое отклонение не приведет к существенному удлинению пройденного пути.

 Так, например, на этапе длиной 1000 метров отклонение от прямой на 100 метров в сторону вплоть до середины этапа (с последующим выходом на КП по прямой) приведет к тому, что пройденное расстояние составит 1020 метров. Двадцать метров «лишнего» пути не окажут заметного влияния на результат, особенно в том случае, когда отклонение было заранее спланировано с целью повышения надежности выхода на промежуточную привязку при применении приемов скоростного ориентирования (например, при беге в «мешок» или «с упреждением»). Однако если спортсмен отклонится от прямой линии на те же 100 м непосредственно при выходе на КП, то «лишний» путь может составить 100 метров и более. Отсюда следует вывод, что точность выдерживания направления очень важна на заключительной части этапа, но не столь существенна в его начальной части. То же самое касается точности знания своего местоположения. В начале этапа даже при частичной потере контакта с картой у спортсмена есть время и пространство для того, чтобы определиться на местности, используя четкие ключевые ориентиры. В заключительной части этапа, при выходе на КП, такие потери недопустимы, так как восстановление контакта с картой может произойти слишком поздно, в стороне от КП или позади него.

 Чем ближе контрольный пункт, тем меньше допустимая погрешность в определении своего местоположения. Необходимая точность ориентирования при взятии КП определяется как размерами объекта КП, так и расстоянием, с которого он хорошо виден и может быть надежно опознан. Естественно, что даже при самом точном способе ориентирования погрешность выхода на КП возрастает с удалением от исходного ориентира, следовательно, в качестве последней привязки для «атаки КП» должен быть выбран ориентир, сопоставимый по размерам с объектом КП. На точечный ориентир следует выходить только с точечного, на площадной ориентир можно выходить с площадного, размеры которого не превышают размеры объекта КП. Некоторые отступления от этого правила можно позволить только при очень хорошей видимости  и сравнительно невысокой плотности однородных объектов в районе КП, да и то не всегда. Если  в районе КП, расположенного, например, на камне, в пределах видимости находится несколько камней, вас не спасет даже очень хорошая видимость в лесу, если не будет обеспечена точность выхода на КП. В самом деле, бегать среди камней и заглядывать за каждый из них – это не самый быстрый и надежный способ взятия КП.

 Запомните «золотое» правило: при выходе на КП с точки атаки обязательно проконтролируйте направление движения по компасу, даже если вы абсолютно уверены, что выйдете на КП и без помощи магнитной стрелки. Любое отклонение от прямой в непосредственной близости от КП – это лишний «довесок» к дистанции в виде нескольких десятков, а иногда и сотен метров.

 Теперь вернемся к сути вопроса – тактическому планированию. После того, как выбран самый быстрый, по вашему мнению, вариант, следует определить «точку атаки КП» (о том, какой по размерам объект должен быть выбран в качестве точки атаки, мы уже упомянули выше) и способ ориентирования на заключительной части. Здесь выбор невелик – основных приемов точного ориентирования всего два – «точный азимут» или «подробное чтение карты», причем чаще всего используется комбинированный прием, а именно, подробное чтение карты, подкрепляемое контролем направления по компасу с высокой степенью точности. Затем необходимо определить способ перехода от скоростного ориентирования к точному. Здесь возможны следующие варианты: заранее спланированный выход на «точку атаки» или определение «переходной зоны», в пределах которой необходимо свести погрешность местонахождения до минимума. То, какому из двух вариантов отдать предпочтение, зависит от конкретной ситуации. Если «точка атаки КП» представляет собой достаточно крупный и характерный ориентир, выход на который может быть осуществлен методами скоростного ориентирования (например, с помощью «бега в мешок»), то следует пользоваться первым методом. Если же в районе, расположенном непосредственно перед КП, нет ярко выраженных, легко опознаваемых и достаточно крупных (или хорошо видимых издалека) ориентиров, то надо воспользоваться вторым методом. Суть его состоит в том, что в пределах «переходной зоны» происходит постепенное снижение скорости, увеличение частоты обращения к карте и, как следствие, снижение погрешности местонахождения до уровня, позволяющего безошибочно выйти на КП. В этом случае можно говорить уже не о «точке атаки», а скорее о «зоне атаки КП». Первый вариант чаще используется на так называемой «европейской» или «континентальной» местности, второй – на местности «скандинавского» типа.

 Последний шаг в тактическом планировании – выбор технического приема скоростного ориентирования -  не представляет труда, так как он полностью зависит от выбранного варианта – при беге по дорогам это «линейное» ориентирование, при беге напрямик – чаще всего «бег в направлении», подкрепляемый, как правило, выборочным или обобщающим чтением карты.

 С точки зрения достижения максимально возможного результата участок точного ориентирования и «переходная зона» должны быть как можно меньше, и к этому надо, в принципе, стремиться, не нарушая при этом принципа безопасности ориентирования. Для соблюдения этого принципа необходимо оставить себе достаточное пространство перед КП для заблаговременного снижения скорости и повышения точности ориентирования.

 Описанная выше схема может рассматриваться как общий случай тактического планирования, однако возможны как частные случаи, так и исключения из общих правил.

Во-первых, на отдельных этапах с решающим выбором варианта (особенно в горной местности) КП могут располагаться в очень простых ситуациях, практически не требующих перехода к точному ориентированию (пример – рис. 30). Во-вторых, на коротких и сверхкоротких этапах участок скоростного ориентирования может вообще отсутствовать.

И, наконец, возможны комбинированные ситуации, когда в середине этапа находится некая ключевая точка (или несколько таких точек), прохождение которых обязательно с точки зрения реализации выбранного варианта движения. Приведем пример. Предположим, что посреди сравнительно длинного этапа, пробегаемого практически напрямик, расположен участок непроходимого леса, через который ведет тропинка, хорошо заметная только на границе этого участка и внутри него. В этом случае начало тропинки можно рассматривать как некий дополнительный КП со всеми вытекающими последствиями, а именно, с необходимостью применения приемов точного ориентирования в средней части этапа во избежание крупных потерь времени. Такая же ситуация встретилась на примере, приведенном на рис. 36.

Рис. 39 Примеры тактического планирования этапов. «Полигон» Кубка Мира 2000 г. Португалия. Масштаб 1:15000, сечение рельефа – 2,5 м  

 

Рассмотрим этап 3 – 4 на тренировочной дистанции перед финальным этапом Кубка Мира 2000 года в Португалии. Местность с рельефом дюнного типа, лес сосновый с хорошей проходимостью и видимостью. Такая местность предполагает выбор преимущественно прямых вариантов. КП 4 расположен на поперечной дюне, что облегчает его взятие в целом, однако неопределенность положения КП в пределах самой дюны сохраняется, так как дюнный рельеф достаточно однообразен, и если вы не вышли на вершину дюны с большой степенью точности, вам будет достаточно трудно «привязаться» на ней. Поэтому точку (или зону) «атаки КП» нужно выбрать заранее. В пределах зоны Е имеется достаточно большое количество точечных ориентиров, и нет смысла выбирать какой-то из них заранее. Итак, зона Е выбрана нами в качестве зоны «атаки КП». Зона D может служить в качестве «переходной зоны». В ее начале расположена оконечность довольно высокой дюны, выход на которую не представляет технических трудностей и осуществляется приемами скоростного ориентирования. В начальной части этапа присутствует «бег с упреждением» до лесной дороги (в направлении стрелки). Строго говоря, это даже «бег в мешок», сторонами которого служат дорога (справа по ходу) и подошва дюны (слева по ходу). Затем следует участок бега в направлении, подкрепляемый выборочным чтением карты. Дюны А, В и С служат в качестве промежуточных ориентиров при обобщающем чтении карты (каждая из них рассматривается в целом как вытянутый в одном направлении холм). Направление подошвенных склонов дюн А и В позволяет контролировать направление бега, практически не прибегая к помощи компаса. Дюна С имеет более сложную форму, благодаря чему имеется возможность уточнить местоположение при подходе к зоне D. Выход на западную оконечность дюны, расположенной в начале зоны D, обеспечивается движением вдоль дюны С, если, конечно, вы двигались с некоторым упреждением в западную сторону.  Если же вы отклонились к востоку, то вы «упретесь» в склон дюны D, и вам придется его форсировать, потеряв на этом несколько секунд. В пределах зоны D было бы очень полезно пройти через седловину пологой дюны, расположенной как раз в центре зоны. Если вам это удалось, то проконтролируйте направление бега, смело форсируйте последнее препятствие – дюну Е, так как огибать ее уже не имеет смысла, и считайте, что КП 4 у вас «в кармане», особенно если вы возьмете небольшое западное упреждение и уверенно выйдете на КП по вершине дюны, на которой он расположен.

 Подведем итоги. На участке скоростного ориентирования (длиной около 450 метров) мы пользовались преимущественно бегом в направлении, подкрепляемым обобщающим чтением карты, в переходной зоне мы снизили скорость и перешли к точному чтению карты, а выход на КП осуществили с помощью бега в направлении с небольшим упреждением. Для «атаки КП» нами была выбрана зона, удаленная от КП на 100 м, протяженность «переходной зоны» составила также около 100 м. Участок скоростного ориентирования составил более 70% от длины этапа, что можно считать хорошим результатом.

 Рассмотрим некоторые тактические нюансы других этапов этой же дистанции. 

Этап 6 – 7. Отклонение влево от прямой линии позволяет избежать лишнего набора высоты, преодолеть крутой подъем наискосок, что выгодно с точки зрения скорости бега и затраты сил, и, в конечном итоге, дает возможность выйти на КП по чистому лесу, используя вершину дюны в качестве направляющего ориентира. Седловина с тропинкой является ключевой точкой для точной привязки перед КП, хотя проходить через нее не обязательно, достаточно «почувствовать» ее слева по ходу.

Этап 7 - 8. Тактическая схема проста. Бег с упреждением вправо до просеки, использование дюн в качестве глобальных ориентиров для обобщающего чтения карты и контроля направления, выход в точку Т, используемую в качестве «точки атаки», и выход на КП с контролем направления. Чем точнее вам удастся контролировать свое местоположение на участке скоростного ориентирования, тем короче будет отрезок, который вам предстоит пробежать по просеке на юг до точки Т. Этот отрезок можно рассматривать в качестве «переходной зоны».

Этап 8 – 9. Сверхкороткие этапы пробегаются с помощью приемов точного ориентирования и представляют собой, практически, только участок «взятия КП».

Этап 9 – 10. Большой «тормозящий» ориентир, расположенный практически в поперечном направлении в непосредственной близости от КП, предопределяет выбор «бега с упреждением» влево от прямой линии в качестве приема скоростного ориентирования. Переход к точному ориентированию и взятие КП упрощены до предела благодаря расположению КП практически вдоль оси дюны.

Этап 10 - 11. Две характерных формы рельефа X и Y, заметные в парковом сосновом лесу с расстояния не менее 50 метров, упрощают контроль направления бега на участке скоростного ориентирования. Точка Y служит, к тому же, идеальной «точкой атаки» КП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: