Скорость бега в ориентировании необходимо регулировать по следующим причинам:
во-первых – из чисто физиологических соображений (с точки зрения раскладки сил на дистанции), а во-вторых – для соблюдения принципа безопасности ориентирования и правильного выполнения технических приемов, так как каждый из них выполняется на различной скорости. Рассмотрим первый аспект проблемы – физиологический.
Из спортивной физиологии известно, что непрерывная физическая работа продолжительностью около 60 минут выполняется на уровне интенсивности, соответствующем анаэробному порогу (АнП). В легкой атлетике на уровне элиты такой работой является часовой бег, бег на 20 км или полумарафон. При продолжительности работы до 2 часов и более (марафонский бег) интенсивность (и, соответственно, скорость бега) снижается примерно на 5%, а при беге на более короткие дистанции, напротив, возрастает. Так например, скорость бега на дистанциях 5 000 и 10 000 метров составляет примерно 110 и 105 процентов по отношению к скорости бега на уровне АнП соответственно. Основными индивидуальными дисциплинами в современном ориентировании являются спринт (продолжительность бега около 15 минут), средняя дистанция (30 – 35 минут), длинная дистанция (90 – 100 минут). Однако различия в скорости бега на этих дистанциях не так заметны, как в гладком беге, и объясняются они, главным образом, условиями бега (например, спринтерские дистанции принято проводить в лесопарках или даже в городских кварталах), а не продолжительностью физической нагрузки. Дело в том, что необходимость постоянно обращаться к карте и компасу или, проще говоря, ориентироваться, накладывает ограничения на скорость бега.
|
|
Одно время было принято считать, что уровень АнП является предельным уровнем нагрузки на дистанции ориентирования, поскольку при более интенсивной нагрузке происходит повышение содержания молочной кислоты в крови, что неизбежно сказывается на работе головного мозга. Однако дальнейшие исследования показали, что дело обстоит не совсем так. Повышение уровня лактата в крови не оказывает существенного влияния на работу головного мозга благодаря наличию так называемого гемоэнцефалического барьера, и снабжение мозга кислородом на необходимом уровне не нарушается даже при запороговых скоростях. В дальнейшем, с появлением спринтерских дисциплин в ориентировании это положение нашло практическое подтверждение. На коротких дистанциях так называемого «паркового» ориентирования спортсмены элиты способны работать с интенсивностью, существенно превышающей уровень анаэробного порога.
|
|
Тем не менее, для каждой из дистанций существует свой физиологический предел скорости. Для 15-минутной работы таковым является скорость на уровне 110% от пороговой, для 30-минутной – 105%, а для 100-минутной – 96%. Фактически же среднедистанционная скорость оказывается ниже предельной из-за неизбежных затрат времени на технические действия (работа с картой и компасом, отметка на КП).
Чем выше уровень технического мастерства спортсмена, тем ближе к предельно возможному может оказаться его результат. То же самое относится и к технической сложности трасс – на сравнительно простых дистанциях «паркового» ориентирования затраты времени на технические действия у ориентировщиков элиты не превышают 5-7 % от общего времени прохождения дистанции, в то время как на технически сложных трассах с относительно большим количеством КП они могут достигать 10-15% и более.
На практике при выборе скорости бега спортсмен в большей степени руководствуется тем, как он справляется с техническими задачами, и в меньшей степени озабочен раскладкой сил, поскольку необходимость решать задачи ориентирования на бегу является основным ограничителем скорости. Варьирование скорости бега по дистанции происходит в некоторых не слишком широких пределах, и связано оно, главным образом, с различной технической сложностью задач в пределах этапа между КП. Так, например, на участках «грубого» (скоростного) ориентирования можно поддерживать более высокую скорость бега, а при выходе на КП скорость бега неизбежно снижается. Даже те 3-5 секунд, которые тратит спортсмен при отметке на КП и просмотре карты в начале очередного этапа, дают некоторую физиологическую передышку его организму и позволяют на отдельных отрезках поддерживать более высокую скорость, чем среднедистанционная, обусловленная физиологическими ограничениями.
Теперь рассмотрим более подробно вопрос о регулировании скорости в связи с техническими действиями. На участках скоростного ориентирования при выполнении таких технических приемов, как бег по линейным ориентирам, бег в направлении (в особенности бег» в мешок» или «с упреждением»), спортсмен может поддерживать более высокую скорость бега, чем при выполнении приемов точного ориентирования. При этом скорость бега должна определяться, в первую очередь, тем, успевает ли спортсмен справляться с потоком информации и принимать правильные решения (при строгом соблюдении принципа безопасности ориентирования). Главным критерием правильного выбора скорости (имеется в виду ее верхний предел) можно считать способность спортсмена контролировать ситуацию, а именно:
- предвидеть появление в поле зрения тех или иных существенных для ориентирования объектов и быть способным их надежно идентифицировать
- знать в каждый момент времени, каковы будут дальнейшие действия при достижении очередной промежуточной цели
- знать границы так называемого «коридора безопасности», выход за пределы которого означает отклонение от намеченного пути и/или грозит потерей контакта с картой
- ощущать способность поддерживать данную скорость бега без риска преждевременного физического истощения организма, когда скорость бега и качество работы головного мозга могут резко упасть без шансов на быстрое восстановление сил.
Поскольку участки точного и скоростного ориентирования неизбежно чередуются между собой, искусство регулирования скорости приобретает особое значение для достижения максимально возможного результата. То же самое относится к таким внешним факторам, как рельеф местности и условия проходимости. Если проходить подъемы и спуски с одной и той же среднедистанционной интенсивностью (например, при одинаковом значении ЧСС, приблизительно на уровне ЧСС АнП), то скорость бега в гору будет слишком низкой, и выигрыш в скорости при беге под гору не сможет компенсировать эти потери. Если же преодолевать подъемы при ЧСС на 5-10 ударов в минуту выше, чем ЧСС АнП, а на спусках восстанавливаться, поддерживая ЧСС на 3-5 ударов в минуту ниже порогового значения, то выигрыш при беге в гору будет значительно выше, чем относительные потери при беге вниз. Участки плохой проходимости могут быть пройдены при пониженных значениях ЧСС, а «отыгрываться» следует при беге по дорогам и по чистому лесу.
|
|
Приведем примеры. Исследования показали, что среди ориентировщиков элиты наблюдаются следующие средние значения ЧСС по отношению к индивидуальным значениям ЧСС АнП:
-при беге по дорогам и другим удобным для бега линейным ориентирам: + 2-3 уд/мин,
-при «грубом» беге в направлении по чистому лесу: + 3-5 уд/мин,
-при «глобальном» чтении карты в чистом лесу: + 1-2 уд/мин,
-при точном ориентировании за счет чтения карты (при взятии КП): – 2-4 уд/мин,
-при беге точным азимутом со счетом шагов (или контролем расстояния): – 3-6 уд/мин,
-при отметке на КП: – 4-8 уд/мин,
-при беге в гору: +5-10 уд/мин,
-при беге вниз по склону: –1-3 уд/мин,
-при беге по участкам густого леса: –3-6 уд/мин.
Эти данные подтверждают вполне очевидный факт, что приемы «грубого» ориентирования выполняются на более высокой скорости, чем приемы «точного» ориентирования. «Бег в направлении» - самый скоростной технический прием, а «точный азимут со счетом шагов», напротив, самый медленный. При ориентировании за счет чтения карты скорость исполнения варьируется в меньших пределах, чем при пространственном ориентировании, и зависит главным образом от того, какие объекты и с какой частотой встречаются нам на местности.
При частичной потере контакта с картой, а также при возникновении технических ошибок того или иного рода, вызывающих снижение скорости бега, ЧСС падает на 10-20 уд/мин. Одной из причин, приводящих к таким ошибкам, является неправильный выбор скорости бега, а именно, превышение оптимальной скорости выполнения того или иного технического приема. Строгое соблюдение принципа безопасности ориентирования и правильное регулирование скорости бега позволяют избежать подобных потерь.
|
|
Одной из самых распространенных ошибок при регулировании скорости бега является желание «отыграться» после досадного промаха. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Вернуть потерянное в результате совершенной ошибки время невозможно, можно (и нужно!!!) только избежать повторения ошибок в дальнейшем. Надо продолжать бежать на «свой» результат и надеяться, что соперники не сумеют избежать своих собственных ошибок. «Играй, да не отыгрывайся!» - вот «золотое» правило не только в карточных играх, но и в ориентировании.