Регулирование скорости бега

 

Скорость бега в ориентировании необходимо регулировать по следующим причинам:

во-первых – из чисто физиологических соображений (с точки зрения раскладки сил на дистанции), а во-вторых – для соблюдения принципа безопасности ориентирования и правильного выполнения технических приемов, так как каждый из них выполняется на различной скорости. Рассмотрим первый аспект проблемы – физиологический.

 Из спортивной физиологии известно, что непрерывная физическая работа продолжительностью около 60 минут выполняется на уровне интенсивности, соответствующем анаэробному порогу (АнП). В легкой атлетике на уровне элиты такой работой является часовой бег, бег на 20 км или полумарафон. При продолжительности работы до 2 часов и более (марафонский бег) интенсивность (и, соответственно, скорость бега) снижается примерно на 5%, а при беге на более короткие дистанции, напротив, возрастает. Так например, скорость бега на дистанциях 5 000 и 10 000 метров составляет примерно 110 и 105 процентов по отношению к скорости бега на уровне АнП соответственно. Основными индивидуальными дисциплинами в современном ориентировании являются спринт (продолжительность бега около 15 минут), средняя дистанция (30 – 35 минут), длинная дистанция (90 – 100 минут). Однако различия в скорости бега на этих дистанциях не так заметны, как в гладком беге, и объясняются они, главным образом, условиями бега (например, спринтерские дистанции принято проводить в лесопарках или даже в городских кварталах), а не продолжительностью физической нагрузки.  Дело в том, что необходимость постоянно обращаться к карте и компасу или, проще говоря, ориентироваться, накладывает ограничения на скорость бега.

 Одно время было принято считать, что уровень АнП является предельным уровнем нагрузки на дистанции ориентирования, поскольку при более интенсивной нагрузке происходит повышение содержания молочной кислоты в крови, что неизбежно сказывается на работе головного мозга. Однако дальнейшие исследования показали, что дело обстоит не совсем так. Повышение уровня лактата в крови не оказывает существенного влияния на работу головного мозга благодаря наличию так называемого гемоэнцефалического барьера, и снабжение мозга кислородом на необходимом уровне не нарушается даже при запороговых скоростях. В дальнейшем, с появлением спринтерских дисциплин в ориентировании это положение нашло практическое подтверждение. На коротких дистанциях так называемого «паркового» ориентирования спортсмены элиты способны работать с интенсивностью, существенно превышающей уровень анаэробного порога.

 Тем не менее, для каждой из дистанций существует свой физиологический предел скорости. Для 15-минутной работы таковым является скорость на уровне 110% от пороговой, для 30-минутной – 105%, а для 100-минутной – 96%. Фактически же среднедистанционная скорость оказывается ниже предельной из-за неизбежных затрат времени на технические действия (работа с картой и компасом, отметка на КП).

Чем выше уровень технического мастерства спортсмена, тем ближе к предельно возможному может оказаться его результат. То же самое относится и к технической сложности трасс – на сравнительно простых дистанциях «паркового» ориентирования затраты времени на технические действия у ориентировщиков элиты не превышают 5-7 % от общего времени прохождения дистанции, в то время как на технически сложных трассах с относительно большим количеством КП они могут достигать 10-15% и более.

 На практике при выборе скорости бега спортсмен в большей степени руководствуется тем, как он справляется с техническими задачами, и в меньшей степени озабочен раскладкой сил, поскольку необходимость решать задачи ориентирования на бегу является основным ограничителем скорости. Варьирование скорости бега по дистанции происходит в некоторых не слишком широких пределах, и связано оно, главным образом, с различной технической сложностью задач в пределах этапа между КП. Так, например, на участках «грубого» (скоростного) ориентирования можно поддерживать более высокую скорость бега, а при выходе на КП скорость бега неизбежно снижается. Даже те 3-5 секунд, которые тратит спортсмен при отметке на КП и просмотре карты в начале очередного этапа, дают некоторую физиологическую передышку его организму и позволяют на отдельных отрезках поддерживать более высокую скорость, чем среднедистанционная, обусловленная физиологическими ограничениями.

 Теперь рассмотрим более подробно вопрос о регулировании скорости в связи с техническими действиями. На участках скоростного ориентирования при выполнении таких технических приемов, как бег по линейным ориентирам, бег в направлении (в особенности бег» в мешок» или «с упреждением»), спортсмен может поддерживать более высокую скорость бега, чем при выполнении приемов точного ориентирования. При этом скорость бега должна определяться, в первую очередь, тем, успевает ли спортсмен справляться с потоком информации и принимать правильные решения (при строгом соблюдении принципа безопасности ориентирования). Главным критерием правильного выбора скорости (имеется в виду ее верхний предел) можно считать способность спортсмена контролировать ситуацию, а именно:

- предвидеть появление в поле зрения тех или иных существенных для ориентирования объектов и быть способным их надежно идентифицировать

- знать в каждый момент времени, каковы будут дальнейшие действия при достижении очередной промежуточной цели

- знать границы так называемого «коридора безопасности», выход за пределы которого означает отклонение от намеченного пути и/или грозит потерей контакта с картой

- ощущать способность поддерживать данную скорость бега без риска преждевременного физического истощения организма, когда скорость бега и качество работы головного мозга могут резко упасть без шансов на быстрое восстановление сил.

 Поскольку участки точного и скоростного ориентирования неизбежно чередуются между собой, искусство регулирования скорости приобретает особое значение для достижения максимально возможного результата. То же самое относится к таким внешним факторам, как рельеф местности и условия проходимости. Если проходить подъемы и спуски с одной и той же среднедистанционной интенсивностью (например, при одинаковом значении ЧСС, приблизительно на уровне ЧСС АнП), то скорость бега в гору будет слишком низкой, и выигрыш в скорости при беге под гору не сможет компенсировать эти потери. Если же преодолевать подъемы при ЧСС на 5-10 ударов в минуту выше, чем ЧСС АнП, а на спусках восстанавливаться, поддерживая ЧСС на 3-5 ударов в минуту ниже порогового значения, то выигрыш при беге в гору будет значительно выше, чем относительные потери при беге вниз. Участки плохой проходимости могут быть пройдены при пониженных значениях ЧСС, а «отыгрываться» следует при беге по дорогам и по чистому лесу.

Приведем примеры. Исследования показали, что среди ориентировщиков элиты наблюдаются следующие средние значения ЧСС по отношению к индивидуальным значениям ЧСС АнП:

-при беге по дорогам и другим удобным для бега линейным ориентирам: + 2-3 уд/мин,

-при «грубом» беге в направлении по чистому лесу: + 3-5 уд/мин,

-при «глобальном» чтении карты в чистом лесу: + 1-2 уд/мин,

-при точном ориентировании за счет чтения карты (при взятии КП): – 2-4 уд/мин,

-при беге точным азимутом со счетом шагов (или контролем расстояния): – 3-6 уд/мин,

-при отметке на КП: – 4-8 уд/мин,

-при беге в гору: +5-10 уд/мин,

-при беге вниз по склону: –1-3 уд/мин,

-при беге по участкам густого леса: –3-6 уд/мин.

Эти данные подтверждают вполне очевидный факт, что приемы «грубого» ориентирования выполняются на более высокой скорости, чем приемы «точного» ориентирования. «Бег в направлении» - самый скоростной технический прием, а «точный азимут со счетом шагов», напротив, самый медленный. При ориентировании за счет чтения карты скорость исполнения варьируется в меньших пределах, чем при пространственном ориентировании, и зависит главным образом от того, какие объекты и с какой частотой встречаются нам на местности.

 При частичной потере контакта с картой, а также при возникновении технических ошибок того или иного рода, вызывающих снижение скорости бега, ЧСС падает на 10-20 уд/мин. Одной из причин, приводящих к таким ошибкам, является неправильный выбор скорости бега, а именно, превышение оптимальной скорости выполнения того или иного технического приема. Строгое соблюдение принципа безопасности ориентирования и правильное регулирование скорости бега позволяют избежать подобных потерь.

 Одной из самых распространенных ошибок при регулировании скорости бега является желание «отыграться» после досадного промаха. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Вернуть потерянное в результате совершенной ошибки время невозможно, можно (и нужно!!!) только избежать повторения ошибок в дальнейшем. Надо продолжать бежать на «свой» результат и надеяться, что соперники не сумеют избежать своих собственных ошибок. «Играй, да не отыгрывайся!» - вот «золотое» правило не только в карточных играх, но и в ориентировании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: