Упражнения по обучению технике и тактике ориентирования

 

В данном разделе приводятся упражнения для обучения технике ориентирования, начиная с самых первых шагов. Упражнений по технике ориентирования известно множество, не один раз на различных языках (русском, шведском, финском, английском) издавались сборники типа «Сто упражнений по ориентированию». Нужен ли еще один сборник? Как его назвать, может быть, «Тысяча и одно упражнение»? Тем не менее, мы попробуем систематизировать уже достаточно известные и некоторые относительно новые упражнения в соответствии с уровнем задач, которые решаются с помощью этих упражнений. Позвольте выразить надежду, что спортсмены и тренеры найдут среди описанных ниже вариантов тренировочных упражнений что-нибудь новое (или, по крайней мере, полезное) для себя.

Упражнения приведены в соответствии с уровнями обучения, данными на основании современных представлений о методике обучения ориентированию. Не все упражнения будут описаны подробно по уже упомянутой выше причине (а именно, поскольку большинство из них давно известно и достаточно подробно описано, либо не нуждается в описании). Более подробно мы остановимся лишь на относительно малоизвестных упражнениях, а также на некоторых важных особенностях хорошо известных упражнений, на которые следует обратить внимание.

Некоторые из упражнений (в виде эстафет) могут заинтересовать детских тренеров, поскольку с их помощью можно поднять эмоциональный уровень детей во время достаточно однообразных тренировок в спортзале. Другие, более серьезные упражнения на местности, заинтересуют тех, кто не имеет под рукой постоянного тренера и вынужден тренироваться на местности в одиночку или, в лучшем случае, с напарником. Такие упражнения можно выполнять без предварительной постановки КП, что облегчает задачу спортсмена, тренирующегося самостоятельно.

Уровни обучения технике ориентирования.

 

Рис. 40. Уровни обучения технике ориентирования.

Уровень 1. Упражнения в помещении и упражнения на местности в группе под руководством тренера.

А. Создание представления о спортивной карте, изучение условных знаков.

В. Ориентирование карты на местности

С. Передвижение с картой по местности под руководством тренера – сопоставление объектов на карте и на местности.

Уровень 2. Ориентирование вдоль дорог.

А. КП на каждом перекрестке/развилке.

В. КП только на тех перекрестках/развилках, где нужно выбрать (или изменить) направление движения.

С. КП на дорогах, но вне перекрестков, необходимо выбрать вариант по дорогам и осуществить его.

Уровень 3. Ориентирование вдоль линейных объектов.

А. КП расположены вдоль дорог, троп, просек, краев полей и болот.

В. КП расположены вблизи дорог, недалеко от четких привязок (перекрестков, развилок)

С. КП расположены вблизи дорог, но без четких привязок для ухода с дороги.

Уровень 4. Передвижение в заданном направлении.

А. Передвижение по азимуту без чтения карты, счет шагов.

В. Бег по азимуту с помощью компаса, подкрепляемый чтением карты.

С. Бег в заданном направлении без помощи компаса, оценка расстояния.

Уровень 5. Ориентирование на простой местности.

А. Короткие этапы между четкими объектами (хорошая видимость и проходимость местности, хорошо заметные объекты для постановки КП).

В. Точное ориентирование на простой местности (короткие этапы, сложные КП).

С. Скоростное ориентирование на простой местности (длинные этапы, простые КП).

Уровень 6. Ориентирование на сложной местности.

А. Точное ориентирование на сложной местности (короткие этапы, сложные КП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: