Предприниматель организует производство для того, чтобы получать прибыль. Для получения прибыли он инвестирует ее часть в капитал — средства производства, машины и оборудование, производственные здания и сооружения. Для наемного работника смысл деятельности предпринимателя состоит в том, что, создавая рабочие места, он дает ему заработок, обеспечивая его средствами существования. Покупатель продукции видит смысл деятельности предпринимателя в производстве товаров, способных удовлетворять его человеческие потребности. В результате все получают то, в чем они больше всего заинтересованы: предприниматель получает доход, работник — заработок, потребитель — необходимый товар. <...>
В процессе производства создаются потребительские и капитальные товары. Но для того, чтобы люди смогли их производить, они должны овладеть определенными навыками и умениями, необходимыми для того, чтобы соединить и приводить в движение все факторы производства. Эти умения и навыки, приобретаемые людьми в процессе образования, профессиональной подготовки, практического опыта, называют человеческим капиталом. <...>
Когда люди посещают школу, проходят специальную подготовку, получают определенные практические навыки или каким-то другим образом увеличивают ценность товаров и услуг, которые они могут предоставить другим, они делают инвестиции в самих себя. <...>
Можно сказать, что подлинное богатство нации состоит не в золоте и товарных запасах, а в совокупности тех человеческих качеств, которые формируются у людей, участвующих в процессе производства. Именно люди, умеющие обращаться с материалами и инструментами, научившиеся рассчитывать свои усилия и затраты, предвидеть результаты собственных действий и принимать ответственные решения по поводу организации собственной деятельности, составляют подлинное богатство нации.
(Б.И. Липский)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Что автор относит к капиталу? Приведите данный в тексте перечень и проиллюстрируйте примером любой из отнесенных к капиталу объектов.
23. О каких осознанных намерениях участников производственного процесса говорится в тексте? В каждом случае назовите участника и его намерение.
24. Где приобретают необходимые умения и навыки люди, приводящие «в движение все факторы производства»? Назовите три источника, о которых говорится в тексте, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Занятие № 28 по теме:
«Экономическая жизнь общества»
Промежуточный контроль по заданиям,
Соответствующим моделям, включенным в ОГЭ
[1] Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Этнос; налог; республика; мораль; рынок.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Экономика страны N основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какой признак позволяет утверждать, что общество в стране N относится к традиционному типу?
1) ведущую роль в духовной жизни общества играет религия
2) частные интересы преобладают над коллективными
3) общество оказывает активное преобразовательное влияние на природу
4) развиваются высокие технологии
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в процессе социализации.
Б. Совокупность социально значимых качеств, характеризующих человека как члена общества формирующихся в деятельности, называется личностью.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Пятиклассник Андрей увлекается шахматами. Он является призёром многочисленных соревнований национального и международного масштаба. На каком уровне образования находится Андрей?
1) начальном общем 3) среднем общем
2) основном среднем 4) среднем профессиональном
Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Современная наука отчасти способна прогнозировать природные и общественные события ближайшего будущего.
Б. Наука может участвовать в решении глобальных проблем современного общества.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Супруги пенсионеры Кучеровы остались в четырёхкомнатной квартире одни после того, как дети выросли и стали жить отдельно. Чтобы сократить расходы, они обменяли своё жильё на квартиру меньшей площади. Через несколько месяцев они увидели, что расходы за оплату водоснабжения, электричества, газа не уменьшились, а даже возросли, несмотря на то, что они очень экономно расходовали ресурсы. Чем опасна такая ситуация для семейного бюджета? Предположите, почему возникла такая ситуация и как можно уменьшить размер оплаты за коммунальные услуги?
Какие из приведенных вопросов являются основными вопросами экономики?
1) Когда производить? 4) Что производить?
2) Для кого производить? 5) Как производить?
3) Где производить? 6) Сколько производить?
8. Желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время:
1) спрос 3) равновесие
2) предложение 4) потребность
9. Верны ли суждения о рыночной цене:
А. Рыночная цена устанавливается государством.
Б. На рыночную цену может влиять только производитель товара.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Что из перечисленного способствует повышению спроса?
1) рост цен 4) рекламная кампания
2) задержка заработной платы 5) расширение ассортимента товаров
3) ожидание роста цен 6) экономический кризис
Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «труд». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) человеческий капитал 4) квалификация
2) физические усилия 5) способности
3) машина 6) умения






