Концепция молодёжной политики РФ определяет понятие «молодёжь» так: «Молодёжь (молодые граждане) — лица в возрасте от 14 до 30 лет». Молодёжь как социальновозрастная группа, по мнению российских экспертов, обладает рядом особенностей, которые позволяют её идентифицировать от других. Во-первых, в силу объективных причин, молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров, недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.
Во-вторых, молодёжи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, хотя она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политических, экономических, культурных и иных инициатив. В-третьих, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями, задачами и интересами всего общества.
В-четвёртых, молодёжь выполняет особые социальные функции в обществе. Именно она наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивая тем самым преемственность истории и поколений, формирует в себе прообраз будущего общества и выполняет функцию социального воспроизводства, является основой новой постиндустриальной экономики, развития её высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, составляет основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
На современном этапе молодёжь рассматривается как «капитал нации» и субъект производства и важнейший фактор формирования экономического, научного, инновационного потенциала и социального развития общества в настоящем и в будущем.
(По ЕЛ. Авербух)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какую оценку, по мнению автора текста, можно дать роли молодёжи в социальном развития общества в настоящем и в будущем? Как оценивает автор роль молодёжи в социальной мобильности? Какому возрасту соответствует понятие «молодёжь»?
23. Как автор оценивает степень включённости молодёжи в существующие социально- экономические отношения? Приведите примеры двух целей, характерных для представителей социальной группы «молодёжь», которые Вы считаете наиболее важными. В каждом случае поясните, в чём заключается важность цели.
24. Автор полагает, что именно молодёжь обеспечивает преемственность поколений и социальное развитие общества. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное суждение.
Занятие № 30 по теме:
«Социальный статус. Социальные роли. Социальные нормы»