Задание 1. Маше 10 лет, она ученица 5 класса Воронежской средней школы № 46. Ее семья — это родители, бабушка и старшая сестра. В этих характеристиках проявляется:
1) социальная роль личности 3) социальный статус личности
2) личный авторитет 4) этническая принадлежность человека
В задании описана ситуация, в которой один человек одновременно выполняет несколько социальных ролей: ученицы школы, дочери, внучки и младшей сестры. Про этническую, то есть национальную принадлежность данного человека информации в задании нет. Следовательно, можно выбрать ответ 1.
Задание 2. На втором курсе университета Николай П. женился, через год у него родился ребенок. В 40 лет Николай получил должность заместителя генерального директора компании. Укажите правильную последовательность социальных ролей, приобретаемых и выполняемых Николаем в течение жизни.
1) сын своих родителей 4) супруг
2) выпускник вуза 5) зам. генерального директора компании
|
|
3) отец ребенка
Распределяя социальные роли, упомянутые в данном задании, следует начать с роли сына своих родителей, которую Николей приобрел раньше всех остальных. Далее он стал супругом, потом отцом ребенка и выпускником вуза. А последней в этой последовательности будет социальная роль заместителя гендиректора компании. Ответ будет выглядеть следующим образом: 14325.
Задание 3. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определенный период своей жизни.
Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменен в течение жизни.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
При помощи понятия «социальная роль» описывается поведение, ожидаемое от человека, имеющего определенный социальный статус. Поскольку каждый человек в конкретный период своей жизни имеет не один социальный статус, а несколько (например, социальное положение человека может быть описано с профессиональной, религиозной, семейной и прочих позиций), то в каждом статусе он играет свою социальную роль. Таким образом, первое суждение является ошибочным.
Во втором суждении не оговорено, о каком виде социального статуса идет речь — о предписанном (врожденном) или достигаемом (приобретенном). Первый вид социального статуса не может быть изменен в течение жизни, второй же изменяется не один раз за жизнь человека. В задании дано жесткое условие, что статус совсем не может быть изменен. Данное утверждение неверно. Следовательно, оба суждения неверны, выбираем ответ 4.
|
|
Задание 4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определенные обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Многие социальные статусы имеют определенные знаки внешнего отличия.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Любой социальный статус, в том числе и высокий, накладывает на его носителя определенные обязанности и диктует правила поведения. Таким образом, первое суждение можно считать верным.
Некоторые социальные статусы имеют знаки отличия. Например, представители отдельных социальных групп обязаны носить униформу (военные, служащие МВД, врачи, пожарные и т.д.). Таким образом, и второе суждение верно, следует вы брать ответ 3.
Задание 5. Николай С. — 40-летний менеджер с высшим экономическим образованием. Эти характеристики отражают его
1) экономическое положение 3) предписанный статус
2) социально-экономические права 4) достигаемый статус
В условии задания нет данных, описывающих экономическое (материальное) положение и социально-экономические права Николая С. Здесь описан его социальный статус. Каждая характеристика описания может видоизменяться с течением времени: возраст, занимаемая должность и образование человека подвержены изменениям. Следовательно, речь идет о достигаемом статусе. Выбираем ответ 4.
Задание 6. Маша К. окончила школу и поступила на первый курс университета. Укажите правильную последовательность тех социальных статусов, которыми она обладала в течение своей жизни.
1) студентка университета 4) абитуриентка
2) воспитанница детского сада 5) выпускница средней школы
3) ученица средней школы
При работе над заданием следует вспомнить о том, какие выделяют ступени в образовательной системе и в какой последовательности они располагаются относительно друг друга. Началом нашей последовательности будет социальный статус, связанный с посещением детского сада, далее — средней школы. Затем Маша К. получила статус выпускницы средней школы, абитуриентки вуза и наконец — студентки университета. Таким образом, ответ на задание будет выглядеть так: 23541.
Задания, соответствующие моделям, включенным в ОГЭ
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Престиж; сознание; монархия; неравенство; парламент.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Выборы; индивид; семья; талант; маргинал.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Рита решила положить через банкомат на свой счёт денежные средства. Во время операции банкомат не принял одну купюру даже после нескольких попыток. В чём состоит причина такой ситуации? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
4. На электронную почту Дмитрия Сергеевича пришло письмо о том, что банк, пользователем которого он является, проводил розыгрыш крупных денежных призов, и он стал победителем, выиграв 150 тысяч рублей. Чтобы забрать выигрыш, ему необходимо перейти по указанной ссылке. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов гражданина? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
5. Шоколадка стоит 50 рублей. Из рекламного буклета супермаркета Вероника узнала, что в воскресенье в магазине действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье? На что должна обратить внимание Вероника, покупая товар по акции?
|
|
6. В городе Z среди учеников технических колледжей был проведен опрос на тему «Изменилась ли Ваши оценки в техническом колледже по сравнению со школой?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде гистограммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях опрошенных учеников колледжей. Выскажите предположение, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
7. В школе был проведён опрос учеников о том, что они предпочитают делать в свободное от учёбы время. Можно было дать несколько ответов. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Ответы | 5-й класс, % | 10-й класс, % |
Общаться с друзьями | 21 | 29 |
Читать книги | 17 | 40 |
Гулять | 35 | 34 |
Заниматься спортом, музыкой, рисованием | 43 | 43 |
Спать | 5 | 4 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях опрошенных пятиклассников и десятиклассников. Выскажите предположение, чем объясняется: а) сходство; б) различие.