Учимся выполнять задания

Задание 1. Маше 10 лет, она ученица 5 класса Воронеж­ской средней школы № 46. Ее семья — это родители, бабушка и старшая сестра. В этих характеристиках проявляется:

1) социальная роль личности            3) социальный статус личности

2) личный авторитет                            4) этническая принадлежность человека

В задании описана ситуация, в которой один человек одно­временно выполняет несколько социальных ролей: ученицы школы, дочери, внучки и младшей сестры. Про этническую, то есть национальную принадлежность данного человека инфор­мации в задании нет. Следовательно, можно выбрать ответ 1.

Задание 2. На втором курсе университета Николай П. же­нился, через год у него родился ребенок. В 40 лет Николай полу­чил должность заместителя генерального директора компании. Укажите правильную последовательность социальных ролей, приобретаемых и выполняемых Николаем в течение жизни.

1) сын своих родителей                      4) супруг

2) выпускник вуза                                5) зам. генерального директора компании

3) отец ребенка

Распределяя социальные роли, упомянутые в данном задании, следует начать с роли сына своих родителей, которую Николей приобрел раньше всех остальных. Далее он стал супругом, потом отцом ребенка и выпускником вуза. А последней в этой последовательности будет социальная роль заместителя гендиректора компании. Ответ будет выглядеть следующим образом: 14325.

Задание 3. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определенный период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рож­дении и не может быть изменен в течение жизни.

1) верно только А                                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                                           4) оба суждения неверны

При помощи понятия «социальная роль» описывается пове­дение, ожидаемое от человека, имеющего определенный соци­альный статус. Поскольку каждый человек в конкретный пери­од своей жизни имеет не один социальный статус, а несколько (например, социальное положение человека может быть описа­но с профессиональной, религиозной, семейной и прочих пози­ций), то в каждом статусе он играет свою социальную роль. Та­ким образом, первое суждение является ошибочным.

Во втором суждении не оговорено, о каком виде социаль­ного статуса идет речь — о предписанном (врожденном) или достигаемом (приобретенном). Первый вид социального ста­туса не может быть изменен в течение жизни, второй же изме­няется не один раз за жизнь человека. В задании дано жесткое условие, что статус совсем не может быть изменен. Данное утверждение неверно. Следовательно, оба суждения неверны, выбираем ответ 4.

Задание 4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определенные обязательства, ограничивающие его поведение.

Б. Многие социальные статусы имеют определенные знаки внешнего отличия.

1) верно только А                                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                                           4) оба суждения неверны

Любой социальный статус, в том числе и высокий, накладывает на его носителя определенные обязанности и диктует правила поведения. Таким образом, первое суждение можно считать верным.

Некоторые социальные статусы имеют знаки отличия. Например, представители отдельных социальных групп обязаны носить униформу (военные, служащие МВД, врачи, пожарные и т.д.). Таким образом, и второе суждение верно, следует вы брать ответ 3.

Задание 5. Николай С. — 40-летний менеджер с высшим экономическим образованием. Эти характеристики отражают его

1) экономическое положение                       3) предписанный статус

2) социально-экономические права            4) достигаемый статус

В условии задания нет данных, описывающих экономиче­ское (материальное) положение и социально-экономические права Николая С. Здесь описан его социальный статус. Каждая характеристика описания может видоизменяться с течением времени: возраст, занимаемая должность и образование чело­века подвержены изменениям. Следовательно, речь идет о достигаемом статусе. Выбираем ответ 4.

Задание 6. Маша К. окончила школу и поступила на пер­вый курс университета. Укажите правильную последователь­ность тех социальных статусов, которыми она обладала в те­чение своей жизни.

1) студентка университета                             4) абитуриентка

2) воспитанница детского сада                     5) выпускница средней школы

3) ученица средней школы

При работе над заданием следует вспомнить о том, какие выделяют ступени в образовательной системе и в какой после­довательности они располагаются относительно друг друга. Началом нашей последовательности будет социальный статус, связанный с посещением детского сада, далее — средней шко­лы. Затем Маша К. получила статус выпускницы средней шко­лы, абитуриентки вуза и наконец — студентки университета. Таким образом, ответ на задание будет выглядеть так: 23541.

Задания, соответствующие моделям, включенным в ОГЭ

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Престиж; сознание; монархия; неравенство; парламент.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл лю­бого одного из них.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Выборы; индивид; семья; талант; маргинал.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл лю­бого одного из них.

Рита решила положить через банкомат на свой счёт денежные средства. Во время операции банкомат не принял одну купюру даже после нескольких попыток. В чём состоит причина такой ситуации? Как ей правильно поступить в данной ситуации?

4. На электронную почту Дмитрия Сергеевича пришло письмо о том, что банк, пользователем которого он является, прово­дил розыгрыш крупных денежных призов, и он стал победите­лем, выиграв 150 тысяч рублей. Чтобы забрать выигрыш, ему необходимо перейти по указанной ссылке. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финан­сов гражданина? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

5. Шоколадка стоит 50 рублей. Из рекламного буклета супермар­кета Вероника узнала, что в воскресенье в магазине действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, поку­патель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскре­сенье? На что должна обратить внимание Вероника, покупая товар по акции?

6. В городе Z среди учеников технических колледжей был проведен опрос на тему «Изменилась ли Ваши оценки в техническом колледже по сравнению со школой?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде гистограммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о разли­чии в позициях опрошенных учеников колледжей. Выскажи­те предположение, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

7. В школе был проведён опрос учеников о том, что они предпо­читают делать в свободное от учёбы время. Можно было дать несколько ответов. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы 5-й класс, % 10-й класс, %
Общаться с друзьями 21 29
Читать книги 17 40
Гулять 35 34
Заниматься спортом, музыкой, рисованием 43 43
Спать 5 4

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о раз­личии в позициях опрошенных пятиклассников и десяти­классников. Выскажите предположение, чем объясняется: а) сходство; б) различие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: