Казак В. И.
Адаскалица Л. Б
Кучеренку М. П.
Влас И.В.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ДИЗАЙНЕ И ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье представлены результаты оценки смешанного дистанционного онлайн образования в области дизайна и полиграфических технологий, выраженные интересом студентов к дистанционному обучению, рассматривая в качестве преимуществ: доступ к курсам без необходимости физического пребывания студентов в аудиториях; доступ к онлайн интересным и интерактивным аудио-видео курсам, анимированы, используя симуляции; доверие в результаты оценки обучения за счет снижения субъективности.Ключевые слова: дистанционное обучение,комбинирование обучение, интерактивность, результаты обучения.
1. Дистанционное обучение между реальностью и необходимостью. Дистанционное обучение сосуществует с классическим образованием в качестве альтернативной технологии обучения и приобретает интерес, начиная с текущих обстоятельств, проявляющихся во всем мире, и становится насущной необходимостью в непредсказуемой реальности. В своем развитии, дистанционное обучение продемонстрировало свою эффективность, развивая команды, разрабатывающие новых многофункциональных образовательных инструментов и платформ, которые позволяют обеспечить и постоянно улучшать качество образования, сосредоточенного на аспектах преподавания-обучения-оценки-общения-внедрения. 2. Образовательные инструменты и платформы для онлайн-обучения. В настоящее время в условиях истинного развития человечества в условиях глобального кризиса в области здравоохранения с распространением вируса COVID-19 дистанционное обучение является необходимостью, а не разнообразием образовательных технологий. Эта необходимость была обусловлена множеством влияющих факторов, проявившихся до кризиса: интернационализация обучения, обеспечение гибкости обучения связи с вовлечения студентов во время обучения в деятельности профильных компаний, с акцентом на развитие прикладных навыков при подготовке специалистов в определенной профессиональной области с использованием симуляционных программ, адаптация учебных материалов к потребностям рынка труда в непрерывной и ускоренной эволюции, обеспечение интерактивности обучения, развитие исследовательских навыков, постоянное улучшение качества, обмен образовательным и прикладным опытом - это лишь некоторые из названных факторов, составляющих предпосылками в анализе и определении альтернатив обучения. Литературные источники в области [1, 2] описывают классификацию дистанционного обучения по следующим видам: синхронное, асинхронное и смешанное (рисунок 1).
3. Обеспечение функциональности учебного процесса в области дизайна и полиграфических технологий. Специальность «Дизайн и полиграфические технологии» (ДПТ) использовало как дополнительным учебным источником для классического обучения, дистанционное обучение посредством образовательной платформы Moodle UTM, в результате участия в европейском проекте TEMPUS N ° 516597 - Tempo-1-2011- 1- FR ”Création réseau universités thématiques en sciences appliquées en sciences économiques en Moldavie” преподавательского состава специальности. В результате этого проекта преподаватели по специальности разработали 27 курсов для I-го цикла -License и 9 курсов для II-го цикла -Master [3]. Исходя из необходимости немедленной взаимосвязи посредством дистанционного обучения в нынешних условиях, для обеспечения функциональности обучения были использованы цифровые инструменты, представленные в таблице 1.Таблица 1 - Цифровые инструменты, используемые для обеспечения функциональности учебного процесса специальности ДПТ
Цифровые инструменты, используемые для синхронного обучения | |
Zoom [5] | |
Принципы использования и возможности | Примеры использования |
1. Создание личных аккаунтов участников https://zoom.us/.2. Приглашение участников организатором мероприятия путем отправки ссылкой, сгенерированной при создании мероприятия.3. Начало мероприятия и его проведение. Регистрация мероприятия в случае необходимости. Обмен материалами организатора с участниками мероприятия, проведение дискуссий через аудио-видео связь.4. Взаимодействие учителя с учениками «лицом к лицу» в цифровой виртуальной среде.5. Участия до 500 человек посещают мероприятие. | |
Microsoft Teams [4] | |
1. Создание личных аккаунтов участников курса на платформе Microsoft Office 365.2. Создание папки, посвященной учебного предмета.3. Создание мероприятия организатором/преподавателем и приглашение студентов на курс.4. Запуск и проведение занятий с возможностью доступа к видеоматериалам, презентациям, онлайн-дискуссиям, записям, скриншотам.5. Microsoft Teams предоставляет доступ ко всем приложениям и услуг Microsoft Office: OneDrive, Outlook, Forms, Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Class Notebook, Teams. | |
Google Hangouts Meet | |
1. Создание личных аккаунтов в Google участниками курса.2. Создание мероприятия организатором/преподавателем и приглашение студентов на курс.3. Запуск и проведение занятий с возможностью доступа к видеоматериалам, презентациям, онлайн-дискуссиям, записям, скриншотам. | |
Skype | |
1. Создание личных аккаунтов.2. Создание мероприятия преподавателем.3. Зачисление студентов.4. Запуск занятия.5. Поделение экрана с презентацией учебных материалов.6. Запуск дискуссий, использование письменного общения посредством чата. |
Цифровые инструменты, используемые для асинхронного обучения | |
Образовательная платформа MOODLE | |
Принципы использования | Примеры использования [3] |
1. Создание страницы предмета преподавателем- страница предмета включает в себя: вводный модуль (учебная программа, литературные источники, глоссарий и т. д.), информационно-познавательный модуль (темы и содержание), модуль контроля и оценки (индивидуальные задания, тесты для оценки);- информационно-познавательный модуль может быть дополнен, помимо содержания темы, дополнительной информацией в виде текста, веб-страницы, видео, анимации.2. Создание аккаунтов студентами.3. Обеспечение доступа к предмету.4. Доступ к источникам обучения.5. Проведение практических работ и загрузка их на платформу для проверки.6. Оценка результатов и предоставление обратной связи.7. Текущая оценка результатов обучения с помощью тестов на платформе с синхронной оценкой результатов.8. Контроль за деятельностью студентов (отдельные документы, тесты, сертификаты, экзамены) в электронном реестре.9. Генерирование отчетов о деятельности по группам, на каждого учащегося, статистика.10. Обеспечение связи преподавателя со студентами с помощью средств общения платформы.11. Планирование деятельности с помощью инструментов планирования платформы. |
Google Classroom [6] | |
Принципы использования | Примеры использования |
1. Создание личных аккаунтов в Google.2. Открытие classroom.google.com, чтобы создать курс.3. Создание курса.4. Приглашение участников на курс.5. Доступ к курсу.6. Создание элементов оценки.7. Загрузка работ, выполненных участниками.8. Оценка работ.9. Программа обеспечивает возможность работы с формами, таблицами, презентациями, создания тестов, создания графических, художественных презентаций, создания карт, сайтов и т. д. | |
Создание анимированных курсов с Biteable, Canva | |
1. Регистрация на сайте biteable.com.2. Выбор графической модели.3. Выбор хроматического решения.4. Определение содержания курса.5. Создание курса.6. Отправка ссылки с курсом, студентам. | |
Создание аудио-видео уроков с Screencast-o-matic, MacOS Record Screen | |
1. Регистрация на сайте screencast-o-matic.com.2. Определение составляющих курса.3. Проверка работоспособности микрофона.4. Настройка громкости микрофона.5. Настройка формат записи.6. Настройка камеры для съемок.7. Настройка пространство записи.8. Запуск регистрации.9. Завершение регистрации.10. Предварительный просмотр записи.11. Сохранение файла. | |
Создание плакатов в Glogster | |
1. Регистрация на сайте edu.glogster.com с помощью учетной записи Google.2. Создание нового плаката.3. Определение положение плаката: вертикальный/горизонтальный.4. Определение составляющих плаката: шрифт, изображения, аудиоэлементы, видео, 3D-модели.5. Создание плаката.6. Сохранение плаката. | |
Создание плакатов с Crello, Piktochart, Popplet | |
1. Регистрация на сайте crello.com и создание аккаунта. 2. Определение составляющих. 3. Определение эффектов и анимационных элементов. 4. Создание плаката. 5. Сохранение плаката. | |
Создание учебных материалов, в виде интерактивных книг: Story Jumper, Booc Creator, Bookemon, Calameo | |
1. Регистрация на сайте и создание аккаунта. 2. Определение составляющих. 3. Создание книги. 4. Сохранение книги. | |
Создание опросов: LearningApps, Purpose Games, Quiz, Quizalize, Socrative, Triventy, Knowt, Testmaz, Kahoot | |
1. Регистрация на сайте и создание аккаунта. 2. Определение составляющих: вопросы, рисунки.. 3. Выбор типов вопросов. 4. Сохранение опроса. |
Перечислите формы онлайн-обучения, которые вы считаете эффективными | Считаете ли Вы, что онлайн-лекции с аудио-видео взаимодействием обеспечивают хорошее понимание лекций? |
Рисунок 2 | Рисунок 3 |
По вашему мнению, Вы учитесь лучше, когда у вас есть возможность общаться и увидеться с преподавателем в системе дистанционного образования? | Как вы оцениваете уровень понимания материала дистанционного обучения? |
Рисунок 4 | Рисунок 5 |
Анализ результатов анкетирования позволил выявить следующие аспекты: дистанционное обучение - это форма обучения, к которой студенты имеют доступ давно и известна им. При анализе по видам дистанционного обучения наиболее эффективной считается им смешанная форма дистанционного обучения (52%), за которой следуют предпочтения асинхронного (28%) и
Назовите методы дистанционного обучения, которые вы считаете наиболее эффективными для Вас |
Рисунок 6 |
Литература
1. Difference between synchronous and asynchronous learning. [Электронный ресурс]. URL: https://www.differencebetween.com/difference-between-synchronous-and-asynchronous-learning/ (дата обращения: 13.03.2020)
2. Смешанное обучение. [Электронный ресурс]. https://ro.wikipedia.org/wiki/%C3%8Env%C4%83%C8%9Bare_mixt%C4%83 (дата обращения: 14.03.2020)
3. http://elearning.utm.md/moodle/
4. https://teams.microsoft.com/
5. https://zoom.us/
6. https://classroom.google.com
7. Опрос „Оценка качества онлайн-обучения”. URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfr0bAkJa_OW_oSnmQGpoFZpFYp7v_Q9YmEmi8tsUnZXvDdTQ/viewform?usp=sf_link
Сведения об авторах:
Казак Виорика Ивановна- др. технич. наук, доцент по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова, e-mail: viorica.cazac@dtp.utm.md;
Адаскалица Лучия Борисовна – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова;
Кучеренку Марин Петрович – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова;
Влас Игорь Владимирович – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова.