Посредством дистанционного обучения

Казак В. И.

Адаскалица Л. Б

Кучеренку М. П.

Влас И.В.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 В ДИЗАЙНЕ И ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты оценки смешанного дистанционного онлайн образования в области дизайна и полиграфических технологий, выраженные интересом студентов к дистанционному обучению, рассматривая в качестве преимуществ: доступ к курсам без необходимости физического пребывания студентов в аудиториях; доступ к онлайн интересным и интерактивным аудио-видео курсам, анимированы, используя симуляции; доверие в результаты оценки обучения за счет снижения субъективности.

Ключевые слова: дистанционное обучение,комбинирование обучение, интерактивность, результаты обучения.

 

1. Дистанционное обучение между реальностью и необходимостью. Дистанционное обучение сосуществует с классическим образованием в качестве альтернативной технологии обучения и приобретает интерес, начиная с текущих обстоятельств, проявляющихся во всем мире, и становится насущной необходимостью в непредсказуемой реальности.   В своем развитии, дистанционное обучение продемонстрировало свою эффективность, развивая команды, разрабатывающие новых многофункциональных образовательных инструментов и платформ, которые позволяют обеспечить и постоянно улучшать качество образования, сосредоточенного на аспектах преподавания-обучения-оценки-общения-внедрения.    2. Образовательные инструменты и платформы для онлайн-обучения.    В настоящее время в условиях истинного развития человечества в условиях глобального кризиса в области здравоохранения с распространением вируса COVID-19 дистанционное обучение является необходимостью, а не разнообразием образовательных технологий. Эта необходимость была обусловлена ​​множеством влияющих факторов, проявившихся до кризиса: интернационализация обучения, обеспечение гибкости обучения связи с вовлечения студентов во время обучения в деятельности профильных компаний, с акцентом на развитие прикладных навыков при подготовке специалистов в определенной профессиональной области с использованием симуляционных программ, адаптация учебных материалов к потребностям рынка труда в непрерывной и ускоренной эволюции, обеспечение интерактивности обучения, развитие исследовательских навыков, постоянное улучшение качества, обмен образовательным и прикладным опытом - это лишь некоторые из названных факторов, составляющих предпосылками в анализе и определении альтернатив обучения.    Литературные источники в области [1, 2] описывают классификацию дистанционного обучения по следующим видам: синхронное, асинхронное и смешанное (рисунок 1).

 


   3. Обеспечение функциональности учебного процесса в области дизайна и полиграфических технологий.    Специальность «Дизайн и полиграфические технологии» (ДПТ) использовало как дополнительным учебным источником для классического обучения, дистанционное обучение посредством образовательной платформы Moodle UTM, в результате участия в европейском проекте TEMPUS N ° 516597 - Tempo-1-2011- 1- FR ”Création réseau universités thématiques en sciences appliquées en sciences économiques en Moldavie” преподавательского состава специальности. В результате этого проекта преподаватели по специальности разработали 27 курсов для I-го цикла -License и 9 курсов для II-го цикла -Master [3].   Исходя из необходимости немедленной взаимосвязи посредством дистанционного обучения в нынешних условиях, для обеспечения функциональности обучения были использованы цифровые инструменты, представленные в таблице 1.Таблица 1 - Цифровые инструменты, используемые для обеспечения функциональности учебного процесса специальности ДПТ
Цифровые инструменты, используемые для синхронного обучения

Zoom [5]

Принципы использования и возможности Примеры использования
1. Создание личных аккаунтов участников https://zoom.us/.2. Приглашение участников организатором мероприятия путем отправки ссылкой, сгенерированной при создании мероприятия.3. Начало мероприятия и его проведение. Регистрация мероприятия в случае необходимости. Обмен материалами организатора с участниками мероприятия, проведение дискуссий через аудио-видео связь.4. Взаимодействие учителя с учениками «лицом к лицу» в цифровой виртуальной среде.5. Участия до 500 человек посещают мероприятие.

Microsoft Teams [4]

1. Создание личных аккаунтов участников курса на платформе Microsoft Office 365.2. Создание папки, посвященной учебного предмета.3. Создание мероприятия организатором/преподавателем и приглашение студентов на курс.4. Запуск и проведение занятий с возможностью доступа к видеоматериалам, презентациям, онлайн-дискуссиям, записям, скриншотам.5. Microsoft Teams предоставляет доступ ко всем приложениям и услуг Microsoft Office: OneDrive, Outlook, Forms, Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Class Notebook, Teams.    

Google Hangouts Meet

1. Создание личных аккаунтов в Google участниками курса.2. Создание мероприятия организатором/преподавателем и приглашение студентов на курс.3. Запуск и проведение занятий с возможностью доступа к видеоматериалам, презентациям, онлайн-дискуссиям, записям, скриншотам.

Skype

1. Создание личных аккаунтов.2. Создание мероприятия преподавателем.3. Зачисление студентов.4. Запуск занятия.5. Поделение экрана с презентацией учебных материалов.6. Запуск дискуссий, использование письменного общения посредством чата.    

 

Цифровые инструменты, используемые для асинхронного обучения

Образовательная платформа MOODLE
Принципы использования Примеры использования [3]
1. Создание страницы предмета преподавателем- страница предмета включает в себя: вводный модуль (учебная программа, литературные источники, глоссарий и т. д.), информационно-познавательный модуль (темы и содержание), модуль контроля и оценки (индивидуальные задания, тесты для оценки);- информационно-познавательный модуль может быть дополнен, помимо содержания темы, дополнительной информацией в виде текста, веб-страницы, видео, анимации.2. Создание аккаунтов студентами.3. Обеспечение доступа к предмету.4. Доступ к источникам обучения.5.  Проведение практических работ и загрузка их на платформу для проверки.6. Оценка результатов и предоставление обратной связи.7. Текущая оценка результатов обучения с помощью тестов на платформе с синхронной оценкой результатов.8. Контроль за деятельностью студентов (отдельные документы, тесты, сертификаты, экзамены) в электронном реестре.9. Генерирование отчетов о деятельности по группам, на каждого учащегося, статистика.10. Обеспечение связи преподавателя со студентами с помощью средств общения платформы.11. Планирование деятельности с помощью инструментов планирования платформы.      

 

 Google Classroom [6]

Принципы использования Примеры использования
1. Создание личных аккаунтов в Google.2. Открытие classroom.google.com, чтобы создать курс.3. Создание курса.4. Приглашение участников на курс.5. Доступ к курсу.6. Создание элементов оценки.7. Загрузка работ, выполненных участниками.8. Оценка работ.9. Программа обеспечивает возможность работы с формами, таблицами, презентациями, создания тестов, создания графических, художественных презентаций, создания карт, сайтов и т. д.    
Создание анимированных курсов с Biteable, Canva
1. Регистрация на сайте biteable.com.2. Выбор графической модели.3. Выбор хроматического решения.4. Определение содержания курса.5. Создание курса.6. Отправка ссылки с курсом, студентам.    
Создание аудио-видео уроков с Screencast-o-matic, MacOS Record Screen
1. Регистрация на сайте screencast-o-matic.com.2. Определение составляющих курса.3. Проверка работоспособности микрофона.4. Настройка громкости микрофона.5. Настройка формат записи.6. Настройка камеры для съемок.7. Настройка пространство записи.8. Запуск регистрации.9. Завершение регистрации.10. Предварительный просмотр записи.11. Сохранение файла.  

Создание плакатов в Glogster

1. Регистрация на сайте edu.glogster.com с помощью учетной записи Google.2. Создание нового плаката.3. Определение положение плаката: вертикальный/горизонтальный.4. Определение составляющих плаката: шрифт, изображения, аудиоэлементы, видео, 3D-модели.5. Создание плаката.6. Сохранение плаката.

Создание плакатов с Crello, Piktochart, Popplet

1. Регистрация на сайте crello.com и создание аккаунта. 2. Определение составляющих. 3. Определение эффектов и анимационных элементов. 4. Создание плаката. 5. Сохранение плаката.
Создание учебных материалов, в виде интерактивных книг: Story Jumper, Booc Creator, Bookemon, Calameo
1. Регистрация на сайте и создание аккаунта. 2. Определение составляющих. 3. Создание книги. 4. Сохранение книги.    

Создание опросов: LearningApps, Purpose Games, Quiz, Quizalize, Socrative, Triventy, Knowt, Testmaz, Kahoot

1. Регистрация на сайте и создание аккаунта. 2. Определение составляющих: вопросы, рисунки.. 3. Выбор типов вопросов. 4. Сохранение опроса.  
            Для оценки эффективности использования дистанционного обучения был проведен онлайн-опрос [7], в котором приняли участие 106 студентов специальности «Дизайн и полиграфические технологии». Результаты анкетирования по некоторым вопросов, включенных в опросе, показаны в рисунках 2-6.
Перечислите формы онлайн-обучения, которые вы считаете эффективными Считаете ли Вы, что онлайн-лекции с аудио-видео взаимодействием обеспечивают хорошее понимание лекций?
Рисунок 2 Рисунок 3
По вашему мнению, Вы учитесь лучше, когда у вас есть возможность общаться и увидеться с преподавателем в системе дистанционного образования?   Как вы оцениваете уровень понимания материала дистанционного обучения?  
Рисунок 4 Рисунок 5

    Анализ результатов анкетирования позволил выявить следующие аспекты: дистанционное обучение - это форма обучения, к которой студенты имеют доступ давно и известна им. При анализе по видам дистанционного обучения наиболее эффективной считается им смешанная форма дистанционного обучения (52%), за которой следуют предпочтения асинхронного (28%) и

 

  Назовите методы дистанционного обучения, которые вы считаете наиболее эффективными для Вас
Рисунок 6
синхронного обучения (20%). Исходя из интереса, если взаимодействие преподавателя со студентами в синхронной онлайн-среде обеспечивает хорошее понимание рассматриваемых тем, 36% ответили, что в умеренной степени, 34% в значительной степени и 14% в очень большой степени. На вопрос о том, считают ли они взаимодействие преподавателя со студентами абсолютно необходимым, 46% указали, что это необходимо; 18% - немного нужно, 16% - очень нужно, 14% умеренно необходимо. Оценка эффективности использования времени с аудио-видео взаимодействием была оценена как эффективная у 68% респондентов.   Хотя дистанционное обучение ценится за ряд преимуществ, таких как возможность доступа к учебной деятельности из любого места участника, экономия времени на поездки в учебное заведение и т. д., учащиеся считают, что их необходимые усилия в дистанционном обучении намного выше (80%), чем в классическом образовании.   При анализе типов взаимодействий наиболее эффективными считались синхронные взаимодействия с помощью приложений Zoom, Skype, Microsft Teams, Cisco Vebex, Google Hangouts Meet (25% учащихся), 20% выступают за смешанное обучение, 16% считают использование образовательной платформы эффективным Moodle и видеоуроки, разработанные преподавателями специальности, 12% - общение через приложения Messenger, Viber, WhatsApp, Telegram. При просьбе указать, если взаимодействие с преподавателем делает их более мотивирующими к обучению, 68% учеников ответили «да». Значительный процент положительных мнений отстаивает необходимость вовлечения цифровых инструментов в дистанционное обучение для лучшего понимания учебных материалов, а также улучшения понимания материалов и частоты проведения курсов. Отмечены недостатки, связанные с плохим подключением к сети Интернет в некоторых областях, высокой ответственностью студентов за эффективную организацию своей деятельности, отсутствием непосредственного взаимодействия с преподавательским составом. Выводы.    Дистанционное обучение - это форма обучения, которая может обеспечить функциональность учебного процесса на самом высоком качественном уровне, если имеется хорошее подключение к Интернету, если обеспечивается хорошее управление дистанционным образованием, если дисциплины обеспечиваются качественными учебными материалами в соответствии с требованиями дистанционном обучения.    Используемая в качестве дополнительной формы классического образования, дистанционное обучение обеспечивает студентам доступ к качественным, необходимым и современным учебным материалам в соответствии с требованиями рынка труда по запросу специалистов в различных областях.   Один из недостатков, отмеченных при опросе со студентами вовлечённые в классическом образования, связан с отсутствием взаимодействия «face-to face» с преподавателями. Преподаватель отмечен ими как мотивирующий фактор для обучения, организации учебной деятельности.

   Литература

1. Difference between synchronous and asynchronous learning. [Электронный ресурс]. URL: https://www.differencebetween.com/difference-between-synchronous-and-asynchronous-learning/ (дата обращения: 13.03.2020)

2. Смешанное обучение. [Электронный ресурс]. https://ro.wikipedia.org/wiki/%C3%8Env%C4%83%C8%9Bare_mixt%C4%83 (дата обращения: 14.03.2020)

3. http://elearning.utm.md/moodle/

4. https://teams.microsoft.com/

5. https://zoom.us/

6. https://classroom.google.com

7. Опрос „Оценка качества онлайн-обучения”. URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfr0bAkJa_OW_oSnmQGpoFZpFYp7v_Q9YmEmi8tsUnZXvDdTQ/viewform?usp=sf_link

 

Сведения об авторах:

Казак Виорика Ивановна- др. технич. наук, доцент по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова, e-mail: viorica.cazac@dtp.utm.md;

Адаскалица Лучия Борисовна – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова;

Кучеренку Марин Петрович – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова;

Влас Игорь Владимирович – ст. препод. по специальности « Дизайн и полиграфические технологии », Технического Университета Молдовы, Кишинёв, Республика Молдова.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: