Мытье рук и чистка ногтей

Материал: клеенчатый фартук, блюдечко для колец, часов и т.п.; кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка на длинной ручке для мытья таза; легко впитывающая воду тряпка для просу­шивания таза, стола и предметов на нем; ведро, щетка на длин­ной ручке для чистки ведра; тряпка для пола; крем для рук. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.

Расположение предметов: на столе слева направо лежат: сло­женный фартук, тазик, в котором стоит кувшин, ручка его на­правлена к нам; справа от тазика находится мыло в мыльнице, щетка для чистки ногтей в пластмассовой коробочке, свернутое полотенце, тряпка для сушки предметов на столе. Справа сверху находится крем для рук. Щетка для чистки таза находится позади него. Ведро стоит под столом, в нем — щетка для чистки ведра; тряпка для пола висит на краю ведра. Блюдечко для часов и колец находится слева сверху.

Примечание: это лишь один из возможных вариантов располо­жения предметов. Важно выдержать основной принцип: предметы располагаются в порядке их употребления.

Цели: прямая — ребенок учится мыть руки и чистить ногти; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как моют руки. Сначала покажу я, потом попробуешь ты». Учитель надевает клеенчатый фартук, закатывает рукава, снимает часы, кольца, браслеты и кладет их на блюдечко.

2. Учитель берет кувшин и предлагает ребенку пойти с ним вместе за водой. Он наливает воду из-под крана в кувшин, возвращается к столу и осторожно наливает воду из кувшина в тазик. Оставшиеся капли он вы­тирает тряпочкой. В кувшине должна остаться примерно треть воды.

3. Учитель опускает кисти рук в воду, мочит их, затем поднимает сложенные ладонями друг к другу руки и ждет, пока с них стекут капли.

4. Учитель берет мыло, хорошо намыливает ладони, окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут последние капли, и возвращает его об­ратно в мыльницу.

5. Учитель потирает ладони рук друг о друга, размыливая мыло; ладо­нью правой руки намыливает левое запястье, тыльную сторону кисти; затем поочередно большой, указательный, средний, безымянный паль­цы и мизинец левой руки. То же самое он делает с кистью правой руки.

6. Учитель опускает кисти рук в воду и смывает мыло; затем он снова приподнимает прижатые друг к другу ладони и ждет, пока стекут послед­ние капли.

7. Учитель показывает чистку ногтей. Правой рукой он берет соответ­ствующую щеточку, окунает ее щетину в воду, затем касается щеточкой мыла и начинает чистить ногти левой руки. Он сжимает четыре пальца левой руки (от указательного до мизинца) и короткими движениями щеточки, направленными сверху вниз, чистит ногти на этих пальцах. Затем он чистит ноготь на большом пальце левой руки такими же движе­ниями. То же самое он проделывает с ногтями правой руки. Когда ногти почищены, учитель споласкивает пальцы и щетку и кладет ее на место.

Примечание, при первой презентации чистку ногтей показывать не­обязательно.

8. Учитель берет полотенце, разворачивает его, кладет на правую ла­донь и сушит левую руку в той же последовательности, в какой она на­мыливалась (ладонь, запястье, тыльная сторона руки, все пальцы по­очередно, начиная с большого). То же делается с правой рукой. Проме­жутки между пальцами также должны быть сухими.

9. Далее следует уборка. Учитель достает ведро из-под стола, расстила­ет половую тряпку справа от стола, ставит на нее ведро, достает из него щетку на длинной ручке и кладет ее на тряпку справа от ведра. Учитель берет тазик с мыльной водой обеими руками, осторожно выливает воду в ведро, вытирает капли тряпочкой для вытирания со стола и ставит тазик обратно на стол.

10. Учитель наливает воду из кувшина в тазик, берет щетку на длин­ной ручке для чистки тазика (она лежала позади него) и медленными круговыми движениями щетки чистит таз от мыльного налета.

11. Учитель ждет, пока со щетки стекут капли, касается щетиной тря­почки для вытирания стола (для того чтобы высушить оставшиеся на щетине капли), кладет щетку позади таза и медленно, осторожно выли­вает воду из таза в ведро. Оставшиеся на краю тазика капли он высуши­вает тряпкой для вытирания стола и ставит таз обратно на стол. Учитель выливает в сливной бачок или в канализацию мыльную воду из ведра.

Примечание, ведро носят за ручку на вытянутой руке, а не двумя рука­ми перед собой. Грязную воду не рекомендуется выливать в унитаз, так как в ней случайно может оказаться тряпка, которая застрянет в трубе.

12. Учитель выливает из кувшина всю оставшуюся воду в ведро, берет щетку для чистки ведра и медленными круговыми движениями очищает ведро от мыльного налета. Он вновь откладывает щетку на половую тряп- ку и снова выливает воду из ведра в сливной бачок или в канализацию.

13. Далее следует процесс просушивания всех предметов. Учитель бе­рет тряпочку для вытирания со стола, левой рукой приподнимает три верхних слоя этой тряпочки и вставляет между 3-м и 4-м слоями четыре пальца правой руки, как будто надевая варежку. Большим пальцем пра­вой руки он прижимает три слоя тряпочки, которые теперь оказываются лежащими на его ладони.

14. Учитель просушивает все предметы, находящиеся на столе в следу­ющем порядке: тазик внутри и снаружи, стол под тазиком (возможный водяной круг); кувшин внутри и снаружи, стол под кувшином; дно мыль­ницы, дно коробочки для щетки, стол под мыльницей и коробочкой для щетки; возможные капли, оставшиеся на столе. Кувшин ставят обратно в тазик. Затем учитель берет тряпку для пола и протирает ведро изнутри и снаружи, кладет щетку для чистки ведра обратно в ведро и вешает тряп­ку на край ведра для просушивания. Он убирает ведро обратно под стол.

Примечание: при необходимости руки можно сполоснуть под краном и снова тщательно высушить полотенцем.

15. Учитель берет крем для рук, наносит его на ладонь левой руки и размазывает его в том же порядке, в каком намыливал руки.

16. Учитель относит на просушку мокрые полотенце и тряпочку для вытирания со стола и приносит вместо них сухие. Он снимает фартук, складывает его и надевает часы, кольца, браслеты и т. п. Ребенку предла­гается повторить упражнение.

Особый интерес: капли, стекающие с рук, мыльная пена, запах мыла и крема, намазывание рук кремом.

Контроль ошибок: вода на столе и на полу, грязь и следы мыла на руках, грязное полотенце, мыльный налет на тазике и ведре.

Упражнения: 1. Мытье рук под краном.

2. Мытье других частей тела.

3. Купание в ванной.

4. Купание под душем.

5. Чистка зубов.

6. Обращение с жидким мылом и шампунем.

7. Применение крема различной консистенции и в разных упа- ковках,

8. Намазывание кремом других частей тела.

Расширение словарного запаса: «ладонь», «тыльная

сторона кисти», «запястье», названия пальцев, предметов из ком­плекта для мытья рук, «мыть», «вытирать» и т.д. Возраст: с 3 лет.

Чистка ботинок

Материал: поднос, матерчатый фартук, большая подстилка (бумажная или клеенчатая), жесткая щетка для очистки от при­сохшей грязи, бесцветный крем для обуви, щетка для крема, щетка для полирования, тряпка для полирования, салфетка, пара дет­ских ботинок.

Цели: прямая — ребенок учится чистить ботинки; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности дей­ствий, контроль и координация движений, развитие самостоя­тельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Давай сегодня попро­буем почистить ботинки. Ты можешь взять этот большой поднос и поста­вить его на свободное место на пол».

2. Ребенок берет поднос и ставит его на пол. Учитель говорит: «Снача­ла покажу я, а потом попробуешь ты».

3. Учитель надевает фартук, закатывает рукава. Он берет большую под­стилку, разворачивает ее на полу и ставит поднос в ее левом верхнем углу.

4. Учитель берет с подноса и кладет под ним слева направо следую­щие предметы: жесткую щетку для очистки от присохшей грязи, крем для обуви, щетку для крема, щетку для полирования, тряпку для поли­рования.

5. Учитель берет салфетку, разворачивает и кладет ее на подстилку перед собой. На салфетку он ставит один ботинок. Он вынимает из бо­тинка шнурок и откладывает его в сторону.

Примечание, шнурок вынимать не обязательно, можно просто вло­жить его концы внутрь ботинка. Если в реальной ситуации ботинки очень грязные, то их следует предварительно протереть влажной (но не мок­рой) тряпкой и дать им просохнуть.

6. Четыре пальца левой руки учитель вставляет в ботинок; правой ру- кой он берет щетку для очистки от присохшей грязи и короткими дви- жениями сверху вниз счищает присохшую к ботинку грязь. При этом ботинок упирают в пол, а не держат на весу.

Примечание: если грязи слишком много, то салфетку с грязью сразу же следует свернуть и выбросить в мусорное ведро, а вместо нее подсте­лить новую.

7. Учитель берет крем для обуви, открывает его; берет щетку для кре­ма, легко касается ею поверхности крема и наносит крем на ботинок круговыми движениями. По окончании он откладывает щетку и закры­вает баночку с кремом.

8. Учитель берет щетку для полирования и полирует ботинок. Движе­ния щетки вдоль ботинка — быстрые и скользящие.

9. Учитель берет тряпку для полирования, вставляет в нее четыре пальца правой руки, как в варежку, и наводит глянец на поверхность ботинка. Движения тряпки — быстрые, легкие, скользящие.

10. Учитель показывает ребенку, что тряпка для полирования осталась чистой, и откладывает ее в сторону. Затем он берет грязный ботинок и ставит его рядом с чистым для того, чтобы ребенок мог сравнить оба ботинка и увидеть разницу.

11. Учитель отставляет чистый ботинок в сторону, складывает салфет­ку-подкладку с мусором и выбрасывает ее в мусорное ведро. Он прино­сит чистую салфетку и предлагает ребенку самостоятельно почистить второй ботинок.

12. По окончании работы все предметы в том же порядке кладут на поднос, поднос относят на место и моют руки.

Особый интерес: счищаемая засохшая грязь, намазыва­ние кремом, появление глянца, сравнение чистого и грязного бо­тинка.

Контроль ошибок: грязь или остатки крема на ботинке, отсутствие глянца, грязь на тряпке для полирования.

Упражнения: 1. Чистка различных ботинок, туфель, сапог.

2. Применение жидкого крема для обуви.

3. Использование крема для обуви разных цветов, различной консистенции и в разных упаковках.

Расширение словарного запаса: «крем для обуви», «щетка для обуви», «тряпка для полирования», названия разной обуви, «наносить крем», «намазывать», «чистить», «полировать», «наводить глянец» и т.д.

Возраст: с 3,5 лет.

5.5. УПРАЖНЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вытирание пыли

Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

Цели: прямая — ребенок учится вытирать и обметать пыль; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Ты тоже хочешь вы­тирать пыль? Я покажу тебе, как это делают, потом можешь попробо­вать сам». Учитель берет коробочку со всеми необходимыми предметами и ставит ее на стол, с которого намерен вытирать пыль. Он надевает фартук.

2. Учитель берет сложенную вчетверо тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, прижимая нижние слои тряпки боль­шим пальцем. Под ладонью оказывается три слоя тряпки.

3. Учитель вытирает пыль со стола. Он выполняет движения слева на­право, начиная с верхнего края стола. Учитель предлагает ребенку на­клониться к столу так, чтобы глаза находились на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на разницу между чистой и пыльной поверхностью стола.

4. Выполнив одно движение слева направо, учитель завершает его коротким кругообразным движением тряпки к себе, так чтобы пыль ока­залась на тряпке, а не просыпалась на пол. Он показывает ребенку, что пыль осталась на тряпке.

2. Учитель вытирает весь стол. Затем он вытирает края стола по часо­вой стрелке и наконец — ножки стола сверху вниз.

2. Учитель кладет пыльную тряпку в корзину для грязного белья и приносит чистую.

3. Учитель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку вытереть другой стол самостоятельно.

Особый интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхностей стола.

Контроль ошибок: пыль на столе, пыльные рукава одеж­ды.

Упражнения: 1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Мон-тессори-материалов, с других предметов.

2. Использование кисточек для сметания пыли с предметов слож­ной формы, имеющих желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.

Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «вытирать», «пыльный», «чистый».

Возраст: с З лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: