Рамка с пуговицами
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется пять вертикальных петель-прорезей, на другой — пять достаточно крупных плоских пуговиц без ножки.
Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Сегодня мы будем учиться расстегивать и застегивать пуговицы. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол». Ребенок приносит рамку, а учитель указывает рукой, что ее нужно положить на стол справа.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с пуговицей на каждом этапе работы.
3. Учитель говорит ребенку: «Это пуговицы. Я покажу, как их расстегивают». Указательным, средним и большим пальцами правой руки он берется за правый край верхней пуговицы, а указательным, средним и большим пальцами левой руки — за край ткани рядом с верхней пуговицей.
4. Он тянет одновременно пуговицу вправо, а ткань — влево.
5. Учитель слегка наклоняет пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь так, чтобы левая половинка пуговицы была под тканью. Он отпускает одновременно ткань и пуговицу и ждет некоторое время, чтобы ребенок мог рассмотреть пуговицу.
6. Далее положение рук меняется: правой рукой учитель берется за край ткани, а левой — за пуговицу. Он тянет ткань вправо, освобождает пуговицу, открывает ткань полностью, а затем отпускает ее. Пуговица расстегнута.
7. Учитель: «Я покажу еще раз, а затем попробуешь ты». Он расстегивает еще одну пуговицу, а затем предлагает ребенку проделать это самостоятельно.
8. Когда все пуговицы расстегнуты, учитель говорит: «Теперь мы раскроем ткань». Большим и указательным пальцами правой руки он берется за левый верхний угол, а большим и указательным пальцами левой руки — за левый нижний угол правой половинки ткани и открывает ее. Точно так же открывают левую половинку ткани, при этом руки меняются местами: левой рукой берутся за верхний, правой — за нижний угол ткани.
9. Учитель: «Мы закроем ткань...» Он закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.
10. Учитель: «...и застегнем пуговицы». Он берется правой рукой за край ткани рядом с верхней пуговицей и слегка отгибает край ткани вправо, так чтобы была видна пуговица. Левой рукой он берется за пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь.
11. Далее учитель меняет положение рук: правой рукой он берется за правый край пуговицы, а левой — за край ткани.
12. Учитель тянет одновременно пуговицу вправо, ткань — влево, затем отпускает руки. Пуговица застегнута. Ребенку предлагают попробовать сделать это самостоятельно.
Примечание: легко видеть, что действия 9—12 (закрывание ткани и застегивание пуговиц) в обратном порядке повторяют действия 3—8 (расстегивание пуговиц и открывание ткани).
13. Когда все пуговицы застегнуты, учитель кладет ладони на обе половинки ткани и легко тянет их в разные стороны, проверяя правильность выполнения работы.
Особый интерес: точно вставить пуговицу в петлю-прорезь.
Контроль ошибок: п. 13; визуальный.
Упражнения: 1. Расстегивание и застегивание маленьких пуговиц, пуговиц разной формы: выпуклых, на ножке, продолговатых и т.д.
2. Использование разных петель: горизонтальных петель-прорезей, скрытых петель, воздушных петель и т.д.
3. Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде других детей, кукол, на своей одежде.
Расширение словарного запаса: «пуговица», «рамка», «ткань», «расстегивать», «застегивать».
Возраст: с 3 лет.
2. Рамка с кнопками
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. На ткани имеется пять кнопок.
Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать кнопки; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
Презентация:
1. Учитель говорит ребенку: «Мы будем учиться расстегивать и застегивать кнопки. Возьми, пожалуйста, эту рамку и положи ее на стол». Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с кнопкой на каждом этапе работы.
3. Учитель обеими руками отгибает край ткани и показывает ребенку, что все кнопки застегнуты. Он говорит: «Это кнопки. Они застегнуты. Я покажу тебе, как их расстегивают».
4. Начинают с верхней кнопки. Учитель кладет указательный палец правой руки на кнопку, а большим пальцем берется за край ткани. Он слегка отгибает ткань вверх и кладет указательный и средний пальцы левой руки рядом с кнопкой.
5. Прижимая левую половинку ткани рядом с кнопкой двумя пальцами левой руки, учитель тянет правую половинку ткани вверх, так что кнопка расстегивается.
6. Учитель приоткрывает и снова закрывает половинку ткани с расстегнутой кнопкой.
7. Далее расстегивают по порядку все остальные кнопки, при этом можно привлечь ребенка к самостоятельной работе.
8. Учитель открывает сначала правую, затем левую половинку ткани.
9. Учитель закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.
10. Учитель говорит: «Теперь мы застегнем кнопки. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он легко кладет указательный палец правой руки на кнопку, а большим пальцем отгибает край ткани, так что видно острие кнопки. Он обращает внимание ребенка на острие кнопки и отверстие в шляпке.
11. Средним и указательным пальцами левой руки учитель придерживает ткань слева от кнопки. Он внимательно осматривает острие и отверстие кнопки, совмещает их и нажимает на кнопку. Слышен щелчок. Кнопка застегнута.
12. Учитель касается ткани пальцами обеих рук и тянет ее одновременно в разные стороны, проверяя, застегнута ли кнопка. Далее застегивают все остальные кнопки и еще раз проверяют правильность выполнения работы.
Особый интерес: совместить обе половинки кнопки и щелкнуть.
Контроль ошибок: п. 12; щелчок; визуальный.
Упражнения: 1. Расстегивание и застегивание кнопок на одежде других детей, кукол, на своей одежде.
Расширение словарного з а п а с а: «кнопка», «острие», «отверстие», «щелчок», «расстегнуть», «застегнуть».
Возраст: с 3 лет.
^ 3. Рамка с крючками и петлями
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется пять достаточно крупных крючков, на другой — пять петель. Крючки и петли скрыты под тканью.
Цели: прямая - ребенок учится расстегивать и застегивать крючки; косвенная - анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
Презентация: 1. Учитель: «Сейчас я покажу тебе, как расстегивают и застегивают крючки. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол». Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок - слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с крючком и петлей на каждом этапе работы.
3. Учитель отгибает край ткани обеими руками и показывает, что все крючки застегнуты. Он говорит: «Это крючки, а это петли. Крючки застегнуты. Я покажу тебе, как их расстегивают».
4. Начинают с верхнего крючка. Учитель берется за край ткани правой рукой, так что указательный палец оказывается у основания крючка, а большой - под тканью. Ткань слегка отгибают и кладут средний и указательный пальцы левой руки рядом с петлей.
5. Учитель тянет правую половинку ткани влево, а левую - вправо, так что крючок выходит из петли. Он открывает и закрывает правую половинку ткани, демонстрируя тем самым, что крючок расстегнут. Далее расстегивают поочередно все остальные крючки. Ребенка привлекают при этом к самостоятельной работе: «Теперь попробуй ты!»
6. Когда все крючки расстегнуты, открывают сначала правую, потом левую половинку ткани. Ткань закрывают в обратном порядке.
7. Учитель: «А теперь мы застегнем крючки. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он снова начинает с верхнего крючка. Учитель берется за край ткани правой рукой, так что указательный палец оказывается у основания крючка, а большой - под тканью. Ткань слегка отгибают и кладут средний и указательный пальцы левой руки рядом с петлей.
8. Учитель тянет правую половинку ткани влево, левую — вправо, вставляет крючок в петлю и отпускает его. Затем он слегка тянет обе половинки ткани в разные стороны, проверяя, застегнут ли крючок..
9. Все крючки застегивают поочередно сверху вниз. Ребенок принимает активное участие в работе. В конце работы еще раз проверяют, все ли крючки застегнуты. Для этого ладони обеих рук кладут на ткань и слегка тянут ее в разные стороны.
^ Особый интерес: точно вставить крючки в петли. Не расстегнуть уже застегнутых крючков при застегивании последующих.
Контроль о ш и б о к: пункты 8, 9.
Расширение словарного запаса: «крючок», «петля», «расстегнуть», «застегнуть»..
Возраст: с 3 лет.
Рамка с ремнями
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена кожа, состоящая из двух половинок, на которых имеется четыре ремня.
Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать ремни; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
Презентация: 1. Учитель: «Давай попробуем сделать что-то очень интересное! Мы будем расстегивать и застегивать ремни! Возьми, пожалуйста, эту рамку и положи ее на стол». Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так, чтобы концы ремней были обращены к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с ремнями на каждом этапе работы.
3. Учитель: «Это ремни. Я покажу тебе, как их расстегивают, а затем попробуешь ты».
4. Начинают с верхнего ремня. Учитель откидывает направо маленькие петли застежек всех ремней поочередно.
Примечание: расстегивание и застегивание ремней — весьма непростые действия для ребенка, поэтому в данном случае каждый этап работы целесообразно повторить по очереди с каждым из 4 ремней, а затем уже переходить к следующему этапу.
5. Начинают с верхнего ремня. Учитель берет маленькую петлю застежки большим и указательным пальцами правой руки, конец ремня — большим и указательным пальцами левой руки и сдвигает конец ремня вправо так, что получается петля-«воротца». То же самое выполняют со всеми ремнями поочередно сверху вниз.
6. Учитель берет маленькую петлю левой рукой, ремень — правой и вытягивает конец ремня из маленькой петли. То же — с остальными ремнями.
7. Учитель берет конец ремня правой рукой и тянет его вправо, пока острие застежки не окажется свободным. При этом учитель придерживает левой рукой левую половинку кожи.
8. Учитель берется за штырь застежки и откидывает его влево, затем отпускает штырь и конец ремня. То же самое — со всеми ремнями.
9. Учитель берет большую петлю застежки левой рукой, ремень — правой и вытягивает конец ремня из петли. Он кладет ремень поверх петли. То же самое — со всеми ремнями.
10. Учитель: «Мы расстегнули все ремни». Он берется за обе половинки кожи и одновременно открывает, а затем закрывает их. Он говорит: «Теперь мы застегнем ремни».
11. Учитель поправляет большие петли застежек так, чтобы они лежали на правой половинке кожи.
12. Он берет конец ремня правой рукой, большую петлю застежки — левой, вставляет конец ремня в петлю и расправляет ремень. То же — со всеми ремнями.
13. Учитель берет конец ремня правой рукой, отгибает его вправо, тянет, вставляет острие штыря в отверстие левой рукой и отпускает штырь и ремень. То же — со всеми ремнями.
14. Учитель берет конец ремня правой рукой, маленькую петлю — левой и вставляет конец ремня в петлю. Ремень образует петлю-«ворот-ца». То же — со всеми ремнями.
15. Учитель надавливает указательным пальцем правой руки сверху на петлю-«воротца», которую образовал ремень. Ремень застегивается полностью. То же — со всеми ремнями.
Особый интерес: вставить острие штыря в отверстие ремня; п. 15.
Контроль ошибок: визуальный; острие — не в отверстии; ремень расстегнут.
Упражнения: 1. Расстегивание и застегивание ремней с другими пряжками.
2. Расстегивание и застегивание ремней на одежде и обуви дру- гих детей, кукол, на сумках, портфелях и т.д.
3. Расстегивание и застегивание ремней на своей одежде.
4. Расстегивание и застегивание ремешка часов. Расширение словарного запаса: «ремень», «острие»,
«пряжка», «расстегивать», «застегивать». Возраст: с 3 лет.
Рамка с бантами
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок; на правой половинке ткани имеется пять красных лент, на левой - пять белых лент шириной 1 см; ленты на правой половинке ткани пришиты чуть выше, чем соответствующие ленты на левой половинке ткани.
Цели: прямая - ребенок учится развязывать и завязывать банты; косвенная - анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
Презентация: 1. Учитель: «Ты уже умеешь сам завязывать банты? Тогда давай попробуем сделать это вместе! Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол». Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с бантом на каждом этапе работы.
3. Учитель: «Это банты. Я покажу тебе, как их развязывают».
4. Начинают с верхнего банта. Учитель берет конец белой ленты правой, конец красной ленты — левой рукой и тянет одновременно белый конец — вправо, красный — влево, пока бант не развяжется. Ленты расправляют и кладут горизонтально. То же — для всех бантов.
Примечание: развязывание и завязывание бантов — весьма непростые действия для ребенка, поэтому в данном случае каждый этап работы целесообразно повторить по очереди с каждым из пяти бантов, а затем уже переходить к следующему этапу.
В ходе презентации учитель обычно работает с 1-м, 2-м и 5-м бантами, ребенок — с 3-м и 4-м. Разумеется, это не является обязательным правилом: очень вероятно, что у ребенка в первый раз ничего не получится.
5. Далее развязывают узлы, начиная с верхнего. Учитель прижимает обе половинки ткани под узлом пальцами левой руки: правую половинку ткани - указательным, левую - средним. Указательным пальцем правой руки он поддевает узел и ведет руку снизу вверх, пока узел не развяжется.
6. Учитель расправляет ленты и кладет красную ленту направо, белую - налево, так что они располагаются горизонтально. То же самое - с остальными узлами.
7. Учитель открывает правую, затем левую половинку ткани. Половинки ткани закрывают в обратном порядке. Если это необходимо, ленты еще раз расправляют.
8. Учитель: «А теперь мы завяжем банты. Я покажу тебе, как это делают, а потом попробуешь ты».
9. Начинают с верхнего банта. Учитель берет красный конец - правой, белый конец - левой рукой и большим крестовидным движением рук перекидывает красную ленту - влево, белую - вправо. При этом правая рука оказывается над левой, поэтому красная лента будет лежать над белой. То же самое - с остальными лентами.
10. Большим и указательным пальцами левой руки учитель поддевает обе ленты в середине ткани и приподнимает их, одновременно придерживая ткань указательным и средним пальцами правой руки, так что образуется небольшое «окошко». Правой рукой учитель берет белый конец ленты и вставляет его в «окошко» с обратной стороны. Затем положение рук меняется: правой рукой учитель берется за белый конец с лицевой (обращенной к учителю) стороны «окошка», а левой - за красный конец. Он тянет ленты в разные стороны: белую - вправо, красную - влево, пока узел не завяжется. То же самое - с остальными узлами.
11. Теперь завязывают бант. Учитель берется правой рукой за красную ленту на расстоянии примерно 1/3 ее длины от узла, приподнимает ее так, чтобы короткая часть ленты оказалась в вертикальном положении, и фиксирует петлю, сжав обе части красной ленты внизу около узла большим и указательным пальцами левой руки.
12. Учитель берет правой рукой белую ленту на расстоянии примерно 1/3 ее длины от узла, делает круговое движение, «опоясывая» красную петлю белой лентой, и вставляет получившуюся белую петлю в образовавшееся «окошко» с обратной стороны. Затем положение рук меняется: правой рукой учитель берется за конец красной петли, левой рукой - за конец белой петли с лицевой (обращенной к учителю) стороны «окошка», и тянет петли одновременно в разные стороны, пока не получится красивый бант. То же самое — с остальными бантами.
Особый интерес: развязать бант, развязать узел, сделать петлю.
Контроль ошибок: визуальный; банты развязываются; узлы разноцветные; банты лежат не горизонтально.
Упражнения: 1. Развязывание и завязывание бантов на одежде и обуви других детей, кукол, бантов на косичках девочек.
2. Развязывание и завязывание бантов на своей одежде, обуви.
Расширение словарного запаса: «бант», «петля», «развязывать», «завязывать».
Возраст: с 3,5 лет.