Какую проблему раскрывает автор?

Урок русского языка в 7 классе.

 «Книга - друг и советчик»

Урок русского языка в 7 классе

                             «Книга – друг и советчик»                 

1. Цель: рассказать учащимся о роли книг в формировании жизненного пути поэтов, писателей, великих людей;  формирование читательской культуры школьников.

 

2. Эпиграфы переписать в рабочую тетрадь:                                       

Чтение – вот лучшее учение.

                                                                                                                               А.С.Пушкин

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом.

                                                      Максим Горький

 

     1. Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок мы посвятим беседе о роли книг в судьбе известных людей.   Это неслучайно! Книги – это волшебный мир, который, безусловно, формирует личность любого человека.

Как известно, книги издавна почитались на Руси. Их называли реками, «напояющими вселенную». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.                                         

Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас её следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена.

По-мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты сердца и духа. На Востоке, писал он, самым благовидным подарком считается книга.                       

Вопрос классу: Дискуссия по заданному вопросу.

- А как вы считаете, ребята, книга - хороший подарок?

- Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?

                                                                                                                   .

- А теперь я предлагаю вам прочитать одну историю и обсудить её.

 

    Леонид Тимофеевич Потёмкин загадочно называл себя «собирателем редкостей». Его двухкомнатная квартира была заставлена остеклёнными шкафами, где хранились книги. Чего только не было в этой сокровищнице! Учёный мог обнаружить здесь дефицитный фолиант из серии «Философское наследство», у тонкого ценителя поэзии перехватило бы дух при виде томиков Верлена и Надсона, любителя приключенческой литературы привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида или Фенимора Купера... И на каждой книге, как в настоящей библиотеке, стояла изготовленная самим Потёмкиным печать - экслибрис, представляющий собою выразительно гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром.

           Книг Леонид Тимофеевич никому не давал. Отказывая, он с таинственной грустью говорил: «Ну, как я могу дать книгу?» - и сокрушённо разводил руками, как бы показывая, что решение подобных вопросов зависит не от него: есть некие высшие силы, которым, хочешь не хочешь, приходится подчиняться. Просители, заворожённые этим жестом, начинали верить, что действительно есть какое-то неведомое другим, почти трагическое обстоятельство, не позволяющее коллекционеру свободно распоряжаться своими книгами. Чаще остальных прибегал книголюб из соседнего дома - Вовка Алексеев, курчавый, живой мальчишка с восторженно горящими глазами. Он всегда начинал свою просьбу одинаково:

-Леонид Тимофеевич, ведь у вас наверняка «Зверобой» есть! Дайте, а то я все библиотеки обегал, а там говорят, что книжка на руках...

- Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? Сам подумай!

    И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. Он уходил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите... Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.

Но времена книжного дефицита прошли. Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.

    Вечерами он брал калькулятор и скрупулёзно высчитывал, сколько денег он истратил на приобретение своей библиотеки. Производить такие расчёты - дело весьма непростое. Например, на книжке Носова «Незнайка на Луне» стоит цена - 94 копейки, но столько она стоила ещё в начале семидесятых годов, а как вывести её нынешнюю цену? Однако даже при самых грубых округлениях сумма получалась такая астрономическая, что Леонид Тимофеевич хватался за голову и чуть не плакал от обиды...

           Собранные книги он никогда не читал, удовольствие он находил в том, что сознавал себя хозяином, царём, владыкой этих сокровищ. И вдруг эти сокровища каким-то сказочным образом превратились в глиняные черепки. Теперь Леонид Тимофеевич страстно ругает бездуховность современной молодежи, отсутствие у неё интереса к чтению и, когда вытирает пыль с полок, внезапно срывается и кричит притихшим книгам: «Я вот соберусь и выброшу вас на помойку...»

Какую проблему раскрывает автор?

 Проблема назначения книги (Какую роль играют книги в жизни человека?)

2. Какое место в жизни Леонида Тимофеевича Потёмкина занимали книги? Почему?

3. Почему одночасье сокровища сказочным образом превратились в глиняные черепки?

Совершенно верно:

Ø Книги нужны для того, чтобы люди их читали, обогащая при этом свой внутренний мир.

Ø В жизни человек должен руководствоваться личными убеждениями, истинными, настоящими духовными ценностями, а не влиянием переменчивой моды.

Ø Истинными, настоящими ценностями являются ценности не материальные, а духовные, к каковым относятся книги; их нельзя рассматривать как источник обогащения.

2. Сообщение  «Книги и А.С.Пушкин»:                                

Книги были любимыми друзьями А. С. Пушкина на всём протяжении его

жизни. Уже в детские годы он зачитывался в библиотеке своего отца «Илиадой» и «Одиссеей», биографиями великих людей древности, написанными Плутархом, произведениями французских классиков.

Басни и комедии Крылова, стихотворения Державина (особенно «Водопад»), повесть Карамзина «Бедная Лиза», драмы Озерова, повесть Вольтера «Кандид», басни Лафонтена, трагедии Расина - вот любимые книги Пушкина-лицеиста.

  По словам младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие ему под руку.

    Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним очень бережно.

    А.С.Пушкин был не только страстным читателем, но и собирателем книг. По воспоминаниям современников, умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»

           Собирать книги систематически поэт начал в годы южной ссылки. Тратя значительную часть своего скромного бюджета на приобретение книг, он говорил, что «походит на стекольщика, разоряющегося на покупку необходимых ему алмазов». По подсчётам ученых, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. Это были словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков, книги, связанные с русской историей и литературой.                                                                                                              

    А.С.Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Прочное место в его библиотеке занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской. Величайшим памятником древней русской словесности Пушкин считал «Слово о полку Игореве», которое он знал наизусть от начала до конца

А.С.Пушкин, сосланный в Михайловское, по воспоминаниям родных, как

всегда, много читает. «Книг, ради бога, книг!»- просит он в письме к брату. В списках заказанных им книг русские и зарубежные поэты: Байрон и Шиллер, Вальтер Скотт и Крылов, Шекспир и Державин. Читает Пушкин, конечно, и Ломоносова, и Карамзина, и Руссо. Из книг, прочитанных им в Михайловском, составилась целая библиотека, и впоследствии её вывозили в ящиках на 12 подводах. Пушкин шутил, что здесь он перечитал 12 телег книг.

    Пребывание в Михайловском, безусловно, оказалось плодотворным для Пушкина-поэта. Главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», несколько десятков лирических стихотворений – таков далеко неполный список созданного им в течение двух лет ссылки.

 

3. Сообщение «Книги и М. И. Кутузов»:                         

М.И. Кутузов - великий русский полководец. Книга сопровождала его на

протяжение всей жизни. И шло это от его отца, одного из образованнейших людей своего времени. Сослуживцы называли его «Разумная книга». М.И.Кутузов прекрасно знал не только современную военную литературу, но и историческую, философскую, художественную, владел несколькими языками. А с 1774 по 1797 год, будучи директором Сухопутного кадетского корпуса, преподавал кадетам не только тактику, военную историю, но и словесность, заботился о пополнении библиотеки корпуса, в которой было две с половиной тысячи книг.

 

4. Сообщение  «Книги и Ф.М. Достоевский»:                

v В семье Достоевских бережно относились к книге, придавая ей большое

значение в воспитании детей. Ежедневно в московском доме вся семья собиралась для семейных чтений и взрослые читали вслух Пушкина и Шиллера, Купера и Скотта. Позже Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Особым материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. Ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений, например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

5. Сообщение  «Книги и Л.Н.Толстой»:                               

v Одним из любимых писателей Л. Н. Толстого с юных лет и до конца

жизни был Жан-Жак Руссо. Толстой зачитывался его произведениями ещё в пятнадцатилетнем возрасте. В то время он хотел даже носить на груди медальон с портретом великого просветителя. «Исповедь», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза» были любимыми книгами Толстого. Из драматических созданий мировой литературы наиболее замечательными Лев Николаевич находил драмы Шиллера; особенно нравились ему «Разбойники» и «Дон-Карлос». Он постоянно перечитывал романы и повести Диккенса: «Давид Копперфильд», «Оливер Твист», «Холодный дом», «Лавка древностей», «Крошка Доррит». Толстой относил английского романиста к разряду «гениев, рождающихся раз в столетие».

    Своим всегдашним учителем Лев Толстой считал Пушкина. О повестях Белкина он говорил: «Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я... не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

    С исключительной нежностью относился Л. Н. Толстой к Чехову, любя его и как писателя и как человека. Однажды, рассказывает Горький, Л. Толстой, обняв Чехова, сказал ему: «Вы русский! Да, очень, очень русский».

«Он один из тех редких писателей, - говорил Лев Николаевич о Чехове, - которых, как Диккенса и Пушкина, можно много, много раз перечитывать, - я это знаю по собственному опыту».

6. Сообщение «Книги и  А.П.Чехов»:          

v Ещё учась в таганрогской гимназии, Чехов был одним из самых усердных

посетителей городской библиотеки. Сначала он увлекался описаниями путешествий, потом принялся за классиков - Тургенева, Гончарова, Сервантеса, Шекспира. Тогда же познакомился с сочинениями Белинского, Добролюбова, Писарева. Юношу-Чехова тянуло и к юмористической прессе. Он постоянно просматривал в городской читальне журналы «Будильник» и «Стрекозу». В них в скором времени начал он свою литературную деятельность.

v «Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь... - писал

гимназист пятого класса Антон Чехов своему младшему брату Михаилу. - Прочти ты следующие книги: «Дон-Кихот»... Хорошая вещь. Сочинение Сервантеса, которого ставят чуть ли не на одну доску с Шекспиром. Советую братьям прочесть, если они ещё не читали, «Дон-Кихот и Гамлет» Тургенева... Если желаешь прочесть нескучное Путешествие, прочти «Фрегат Паллада» Гончарова».

Собирать собственную библиотеку Чехов начал в студенческие годы.

К концу 80-х годов в ней насчитывалось уже около тысячи томов. Главное место в библиотеке занимали сочинения русских классиков, которых Чехов часто перечитывал.

    Чехов сам удивлялся тому глубокому интересу, который каждый раз возбуждали в нём хорошо знакомые ему романы Льва Толстого «Анна Каренина» и «Война и мир». В 1891 году он писал: «Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и мир». Читаешь с таким любопытством, и с таким наивным удивлением, как будто раньше не читал».

Из плеяды своих младших современников Чехов выделял Бунина, Куприна, Вересаева и особенно Максима Горького.

7. Сообщение  «Книги и М.Горький»:                            

v Иногда, если книга интересовала меня и если надо было прочитать её поскорее, я вставал ночью и зажигал свечку, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучиной.

v Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом, а писатель – магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может, это смешно, но это так. Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря; пусть говорят – я неисцелим.

v Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретенной каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

v Книга проводит меня сквозь жизнь, с которой я знаком, однако, довольно хорошо, и всегда учит чему-нибудь новому, чего я не знал и не замечал в человеке. Иногда в целом произведении не находишь ничего, кроме одной-единственной фразы, но как раз она и приближает вас к человеку, показывая новую улыбку или новую гримасу.

- Как вы думаете, почему книги стали верными друзьями и советчиками известных людей?

 

-Как вы понимаете фразу: «Литература – учебник жизни»?

 

- Какие уроки жизни дают нам книги?

Ответы на вопросы жизни можно получить, лишь читая книги.

8.Заключительное слово учителя:                                      

    Вот плывет по реке маленький человечек, прутиком направляя свой небольшой плот. И, если присмотреться, видно, что не из бревен сделано его суденышко: материалом ему служат страницы в крепкой обложке, да и не плот это вовсе, это – книга. А значит и река, которая несет маленького человека неведомо куда, это не Ока, и даже не Волга, это – сама жизнь.
Этот рисунок очень точно отображает самую суть того, книга – это тот плот, который не даст бурным течениям жизненного пути поглотить и погубить даже самого маленького человечка. Читающий человек – это думающий человек, при этом черпающий опыт не только из собственной жизни, но и из тех событий и приключений, печалей и радостей, которые выпадают на долю героям прочитанных книг. Книга делает читателя не только более эрудированным, она делает его сильным и, одновременно, наделяет его сочувствием к слабым, учит любить, прощать, да просто – чувствовать. Классика – это лучший учебник жизни, если таковые вообще существуют. И очень важно, чтобы этот учебник каждый человек открыл для себя тогда, когда учеба дается лучше всего – в детстве.

 

Домашнее задание на 7.04.2020г: написать статью для детского журнала

«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить»

                                                                                                          (Вольтер Ф.)

 


Приложение 1. Примеры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: